"Сентенции (1201 - 1400)".



1201. Зрячее – это духовное существо, проявление которого в просторечии мы называем совестью, можно сравнить со стрелкою компаса, которая всегда показывала бы одним концом на добро, другим, противоположным, на зло, и не видно нам до тех пор, пока мы не отклоняемся от даваемого им направления, то есть от добра ко злу. Но стоит сделать поступок, противный направлению совести, и появляется сознание духовного существа, указывающее отклонение животной деятельности от направления, указываемого совестью.
* * *

1202. От нас зависит, заглушить ли нашу совесть или озариться от неё светом, прислушиваясь к ней: если она повелевает нам сделать что-нибудь и мы этого не исполняем, если она продолжает нас предупреждать и мы всё-таки не внимаем ей, то голос её начинает мало-помалу ослабевать и наконец совершенно замолкает. Поэтому постоянно прислушивайтесь к ней. Не обращая внимания на ничтожные проступки, мы легко можем впасть в большие прегрешения. Незначительные погрешности чаще всего прививают нам опасные привычки.
* * *

1203. Тремя путями мы познаём мудрость: размышлением – самый благородный путь; подражанием – это самый лёгкий и третий, опытный – это самый тяжёлый.
/Конфуций/
* * *

1204. Истинная религия одна для всех людей.
* * *

1205. Всё же различные веры не могут содержать в себе ничего иного, как только вспомогательное средство для религии, которое является случайно и может быть различным, смотря по различию времени и места.
/Кант/
* * *

1206. Верить можно только в то, про что мы знаем, что оно несомненно есть, но чего мы не можем обнять разумом и выразить словами.
* * *

1207. Большинству людей мы оказываем слишком много чести, когда говорим про них, что они исповедуют ту или иную религию. Ибо они не знают и не ищут никакой религии; уставная церковная вера – вот всё, что они подразумевают под этим словом. И так называемые религиозные войны, которые так часто потрясали мир и заливали его кровью, никогда не были не чем иным, как только препирательствами из-за церковной веры; и люди, жаловавшиеся на религиозные угнетения, жаловались, в сущности, не на то, что им препятствовали принадлежать к их религии, ибо этого не может сделать никакая внешняя сила, а на то, что им не позволяли следовать публично их церковной вере.
/Кант/
* * *

1208. Гафиз сказал: предмет всех религий один и тот же; все люди ищут любви, и весь мир есть обиталище любви, зачем же говорить о мечети или о церкви!
/суфийская мудрость/
* * *

1209. Истинно верующий человек – не тот, который слепо следует известному учению или Библии, а тот, который полагает свою веру в чистой совести и ясной мысли – вернейших выразителях воли Бога.
/Герберт Бигелов/
* * *

1210. Не бойтесь сомнений – смело исследуйте разумом предлагаемые вам положения веры.
* * *

1211. Помни, что изменить своё мнение и следовать тому, что исправляет твою ошибку, - более соответствует свободе, чем настойчивость в своей ошибке.
/Марк Аврелий/
* * *

1212. Я назову только ту душу свободной, которая забывает то, что позади, а прислушивается к призывам совести и радуется тому, что может стремиться к новым и высшим задачам.
/Чаннинг/
* * *

1213. Только то есть знание, которое содействует нашей свободе.
/Вишну Пурана/
* * *

1214. И нет на свете ничего столь невыносимого, как унижение.
* * *

1215. Так что все существа, которые имеют чувства, сознают зло подчинения и стремятся к свободе.
* * *

1216. Ибо людям свойственно преувеличивать в своём воображении то, чего они не могут видеть.
/Ла Боэти/
* * *

1217. Ничто не сделано, что не окончено.
/Амиель/
* * *

1218. Осуждают того, кто молчит; осуждают того, кто много говорит; осуждают и того, кто мало говорит. Нет того человека, которого бы не осуждали.
/Дхаммапада/
* * *

1219. Никогда не оправдывайтесь.
* * *

1220. Не признавайте другой опоры себе, кроме вас самих и божества.
/Демофил/
* * *

1221. Уныние есть такое состояние души, при котором человек не видит смысла ни в своей, ни во всей жизни мира.
* * *

1222. Никогда не унывай.
* * *

1223. Человек, желающий служить правде и справедливости, должен быть готовым остаться в одиночестве.
/Берсье/
* * *

1224. Болезнь есть естественное состояние христианина, потому что в этом положении христианин бывает таким, каким должен быть всегда. Она приучает к лишению всяких благ и чувственных удовольствий, приучает удерживаться от страстей, которые всю жизнь обуревают человека, быть без честолюбия, без жадности, быть всегда в ожидании смерти.
* * *

1225. Человеку для его блага нужны две веры: одно – верить, что есть объяснение смысла жизни, и другое – найти это наилучшее объяснение жизни.
* * *

1226. Но свет и во тьме светит.
* * *

1227. Бог предоставляет каждой душе выбор между истиной и спокойствием. Выбирай одно из двух. Нельзя иметь и то и другое.
/Эмерсон/
* * *

1228. Вера не устанавливается большинством голосов. Тот, кто в большинстве голосов видит признак истинности веры, не знает того, что есть вера.
* * *

1229. Иисус хочет, чтобы власть была служением; мир хочет, чтобы она была господством.
* * *

1230. Надо уметь оторваться от всего, что может быть потеряно, и привязаться исключительно к вечному и основному, всем же остальным наслаждаться, как данным взаймы на время. Установи внутреннее согласие, живи перед Богом, в общении с Ним и предоставь вечным силам, с которыми не можешь бороться, руководить твоею жизнью.
/Амиель/
* * *

1231. Самые ясные понятия часто затемняются сложными рассуждениями.
/Цицерон/
* * *

1232. Центр жизни не в мысли, не в чувстве, не в воле, даже не в сознании, насколько оно мыслит, чувствует и хочет, потому что нравственная истина может быть усвоена всеми этими средствами и всё-таки ускользнёт от нас. Глубже нашего сознания находится наше существо: наша сущность, наша истинная основа. Только те истины, которые входят в эту область, сделавшись нами самими, неожиданно и невольно, инстинктивно и бессознательно, только те составляют действительную нашу жизнь, то есть наше истинное «Я». Пока мы различаем какое-либо пространство между истиной и нами, мы вне её.
/Амиель/
* * *

1233. Любви в будущем не бывает; любовь есть только деятельность в настоящем. Человек же, не проявляющий любви в настоящем, не имеет любви.
* * *

1234. Вера – не вера, если жизнь не согласна с нею.
* * *

1235. Дверь неба открыта для тебя ровно настолько, насколько тебе нужно. Освободись от заботы и тревог и направь свою душу на духовное. Пусть твои поступки будут руководимы тобою, а не событиями.
* * *

1236. Ничто не будет зачтено человеку, а только его усилие. Только в своём усилии человек является в своём истинном свете.
/Коран/
* * *

1237. Нравственность – это направление воли на цели общие, всемирные.
/Эмерсон/
* * *

1238. Если связь между нашими страданиями и нашими грехами и не видна нам, связь эта всё-таки существует.
* * *

1239. Существует два рода любви.
По одному, я просто люблю людей, не зная любви к единому во всех людях духовному началу.
По другому, я во всех людях только одно и люблю – это единое во всех людях духовное начало.
Разница между тою и другою любовью в том, что в первом случае я буду любить людей только до тех пор, пока они будут приятны мне.
Во втором же случае, когда я буду любить в людях их сущность, единую во всех нас, я буду любить людей даже тогда, когда они будут неприятны мне.
В первом случае мы будем то и дело менять предметы своей любви, менять жён, друзей, мужей и т.д., так как люди, которых мы любим, постоянно изменяются, изменяются и наши чувства к ним.
Во втором случае, по мере собственного нашего нравственного роста, мы всё больше и больше будем любить то божеское духовное начало, которое мы всё яснее и яснее будем познавать во всех людях.
/Фёдор Страхов/
* * *

1240. Ищи причину зла, от которого ты страдаешь, в себе. Иногда это зло непосредственное последствие твоей деятельности, иногда оно через сложную передачу вернулось на тебя, но всегда источник его в тебе, и спасение от него – в изменении твоей деятельности.
* * *

1241. Когда человек находит причины своего личного страдания в своём личном заблуждении и направляет свою деятельность на уничтожение заблуждения, он не возмущается против страдания и легко и часто радостно несёт его. Но когда такого человека постигает страдание, выходящее за пределы видимой ему связи страдания и заблуждения, ему кажется, что его постигает то, чего не должно быть, и он спрашивает себя: зачем, за что? – и, не находя предмета, на который бы он мог направить свою деятельность, возмущается против страдания, и страдание его делается ужасным мучением.
Когда человек не видит связи между испытываемыми страданиями и своею жизнью, он может сделать одно из двух: или продолжать нести такие страдания, как мучения, не имеющие никакого смысла, или признать то, что страдания его суть указания на совершённые им грехи, указания и на средства избавления от этих грехов себя и других людей.
При первом взгляде страдания не имеют никакого объяснения и не вызывают никакой другой деятельности, кроме постоянно растущего и ничем не разрешимого отчаяния и озлобления. При втором – страдания вызывают ту самую деятельность, которая и составляет движение истинной жизни: сознание греха, освобождение от заблуждений и подчинение закону разума.
* * *

1242. Страданиями и горем определено нам добывать крупицы мудрости, не приобретаемой в книгах.
/Гоголь/
* * *

1243. Вечная мудрость она одна указывает, что истинно и что ложно, что добро и что зло.
/Спиноза/
* * *

1244. Знание – орудие, а не цель.
* * *

1245. Человек тем лучше, чем быстрее он движется к бесконечному совершенству, независимо от той ступени, на которой он находится. Быстрота же движения всегда зависит от степени довольства или недовольства собой.
* * *

1246. Назначение разума – открывание истины.
* * *

1247. Ты спросишь, каким путём достигнуть свободы? Для этого надо научиться различать добро и зло самому, а не по указанию толпы.
/Сенека/
* * *

1248. Свобода достигается не исканием свободы, а исканием истины. Свобода не должна быть целью, а может быть только последствием.
* * *

1249. Свобода не может быть дана человеку человеком. Каждый человек только сам может освободить себя.
* * *

1250. Не ищи видимого возмездия за добро, оно дано тебе одновременно с поступком. И не думай, что если ты не видишь возмездия за совершённое зло, то его не будет. Оно уже есть в твоей душе. Ты ошибаешься, относя боль твоей души к другим причинам.
* * *

1251. Распространяемые внушением ложные понятия и вредные настроения можно узнать по тому блеску и торжественности, которыми они окружаются. Истина не нуждается во внешней обстановке.
* * *

1252. Внушение – необходимое условие общественной жизни, но нельзя быть достаточно осторожным в сознательном употреблении его. Способность внушения заставляет нравственного человека быть вдвойне строгим к словам и поступкам, которые могут воздействовать на других.
* * *

1253. Все люди живут и действуют отчасти по своим мыслям, отчасти по мыслям других людей. В том, насколько люди живут по своим мыслям и насколько по мыслям других людей, состоит одно из главных различий людей между собой. Одни люди в большинстве случаев пользуются своими мыслями как умственной игрой, обращаются со своим разумом как с маховым колесом, с которого снят передаточный ремень, а в поступках своих подчиняются обычаю, преданию, закону; другие же, считая свои мысли главными двигателями всей своей деятельности, прислушиваются к требованиям своего разума, подчиняются ему и только изредка, и то после критической оценки следуют тому, что решено другими.
* * *

1254. Каждый человек может и должен пользоваться всем тем, что выработал совокупный разум человечества, но вместе с тем может и должен своим разумом проверять истины, выработанные прежде него жившими людьми.
* * *

1255. Себя уморишь, а людей не удивишь.
* * *

1256. «Не поступать так, как поступают другие». Правило это означает почти всегда то, что надо поступать дурно.
/Лабрюйер/
* * *

1257. Заставить умных людей считать нас не тем, что мы на самом деле из себя представляем, в большинстве случаев труднее, чем действительно стать такими, какими мы хотим казаться.
/Лихтенберг/
* * *

1258. Человек бывает настолько самонадеян, насколько он ограничен пониманием.
/Поп/
* * *

1259. Нет более ложного руководства в жизни, как людское мнение.
* * *

1260. Истинная добродетель никогда не озирается назад на тень свою – славу.
/Гёте/
* * *

1261. Решающие события совершаются в мысли.
/Амиель/
* * *

1262. Мы все в пустыне; никто никого не понимает.
/Густав Флобер/
* * *

1263. Есть доброта природная, зависящая от внешних и телесных причин – от наследственности, хорошего пищеварения, от успеха. Доброта эта очень приятна и для того, кто испытывает её, и для других людей. И есть доброта, происходящая от духовной, внутренней работы. Такая доброта менее привлекательна, но зато первая может не только исчезнуть, но превратиться в злобу; вторая же не только никогда не исчезает, но постоянно увеличивается.
* * *

1264. Таинственность не есть признак мудрости. Чем мудрее человек, тем проще тот язык, которым он выражает свои мысли.
/Люси Малори/
* * *

1265. Если, делая дело, которое считаешь добрым, испытываешь враждебность или заставляешь других испытывать враждебность к себе; тотчас остановись, значит, ты не умеешь ещё делать то дело, за которое взялся. Если, делая дело, тебе физически больно, то ты останавливаешься и учишься делать дело так, чтобы тебе не было больно. То же самое и со всяким делом, если оно вызывает недобрые чувства. Это верное указание на то, что ты ещё не умеешь делать то дело, за которое взялся: надо учиться.
* * *

1266. Доброта – основное свойство души. Если человек не добр, то только потому, что он подвергся какому-либо обману, соблазну, страсти, которые нарушили это его естественное свойство.
* * *

1267. Совершенная свобода состоит в том, чтобы вовсе ни в чём не нуждаться, а следующая за нею – нуждаться в немногом.
/Иоанн Златоуст/
* * *

1268. Ищи истину в мысли, а не в гниющих книгах. Если хочешь видеть месяц, то гляди на небо, а не в лужу.
/Персидское/
* * *

1269. Всегда прибавляй, всегда подвигайся; никогда не стой и не возвращайся назад и не сворачивай. Кто стоит, тот не подвигается; кто не продолжает, тот идёт назад; кто возмущается, тот сворачивает.
Всегда будь недоволен тем, что ты есть, если хочешь достигнуть того, чтобы быть иным, чем ты есть, потому что на чём ты остановишься, на том ты и останешься. Если же ты скажешь: с меня довольно – ты погиб.
/Августин/
* * *

1270. Ни один человек не может быть вполне справедливым во всех своих делах. Но справедливый человек отличается от несправедливого своим усилием быть справедливым, как правдивый от лживого – своим усилием говорить только истину.
* * *

1271. У человека есть всегда место спасения от всех бедствий; место это – его душа.
* * *

1272. «Религия» человека состоит не из тех многих вещей, в которых он сомневается и которым старается верить, но из того немногого, в чём он уверен и вера во что не требует от него никакого труда.
/Карлейль/
* * *

1273. Старайтесь сознать свою веру, то, во имя чего вы живёте. Это поможет вам исправить её, если она ошибочна, и утвердиться в ней, если она истинна.
* * *

1274. Люди соединяются между собой признанием единой для всех истины. Выражения этой истины должны быть ясны и понятны.
* * *

1275. Отвратительное учение выгоды, гласящее: «Каждый только для своих, каждый только для себя».
* * *

1276. С мыслями своими обходись как с гостями, а с желаниями – как с детьми.
* * *

1277. Заблуждение всегда вредит. Рано или поздно оно сделает вред тому, кто признаёт его за истину.
/Шопенгауэр/
* * *

1278. Божественное живёт в нас и не переставая стремится к своему началу.
/Сенека/
* * *

1279. Никогда путь к доброму знанию не пролегает по шелковистой мураве, усеянной лилиями; всегда человеку приходится взбираться по голым скалам.
/Джон Рёскин/
* * *

1280. Искание истины совершается не с веселеем, а с волнением и беспокойством; но всё-таки надо искать её, потому что, не найдя истины и не полюбив её, ты погибнешь. Но, скажешь ты, если бы истина хотела, чтобы я искал её и полюбил, то она сама открылась бы мне. Она и открывается тебе, но ты не обращаешь на это внимания. Ищи же истину, - она этого хочет.
/Паскаль/
* * *

1281. Самое важное и нужное проявление свободы – это дать своей мысли то или другое направление.
* * *

1282. Едва ли есть что-либо более нужное для знания, для спокойной жизни и для успеха всякого дела, чем умение человека владеть своими мыслями.
/Локк/
* * *

1283. То, что ты думаешь нынче, ты сделаешь завтра.
* * *

1284. Когда определится взгляд на вещи, то будет приобретено знание; когда приобретено знание, то воля будет стремиться к правде; когда стремление воли удовлетворено, то сердце сделается добрым.
/Конфуций/
* * *

1285. Для блеска звёзд нужен мрак ночей.
* * *

1286. Имей мужество пользоваться собственным разумом. Это руководящее правило для просвещения.
/Кант/
* * *

1287. В важных вопросах жизни мы всегда одни, и наша настоящая история почти никогда не может быть понята другими. Лучшая часть той драмы, которая происходит в нашей душе, есть монолог или, скорее, задушевное рассуждение между Богом, нашей совестью и нами.
/Амиель/
* * *

1288. Надо много учиться, чтобы сознать, что знаешь мало.
/Монтень/
* * *

1289. Истинная мудрость не в том, чтобы знать, что хорошо и что должно делать, а в том, чтобы знать, что самое хорошее, что менее хорошее, и потому, что надо прежде и что после делать.
* * *

1290. Кто имеет меньше, чем желает, должен знать, что он имеет больше, чем заслуживает.
/Лихтенберг/
* * *

1291. Святой человек чувствует за всех людей, и все люди обращают к нему свои уши и глаза.
/ЛаО-Тсе/
* * *

1292. То, что неясно, следует выяснить.
/Конфуций/
* * *

1293. Ты знаешь, что такое прямая линия. Какая тебе в этом польза, если ты не знаешь прямого пути в жизни. Все свободные науки оказываются несостоятельны для научения добродетели. Если они и пригодны для чего другого, для добродетели они ничего не стоят. Они не приводят ум к добродетели: они лишь расчищают путь.
/Сенека/
* * *

1294. Куда бы судьба тебя ни забросила, всюду с тобою твоя сущность, твой дух, средоточие жизни, свободы и силы, когда он верен закону бытия своего. Нет в мире внешних благ или величия, для которых стоило бы человеку нарушать единение своё с духом, расторгать свой союз с ним и подрывать цельность своей души внутренним разладом с самим собою.
Укажи, что мог бы ты купить ценою такой жертвы?
/Марк Аврелий/
* * *

1295. Только деятельное, нравственное, духовное, глубокое и религиозное сознание придаёт жизни всё её достоинство и энергию. Оно делает неуязвимым и непобедимым. Землю можно победить только именем Неба. Все блага даются, кроме того, тому, кто ищет только мудрости. Только тогда бываешь сильнее всего, когда вполне бескорыстен, и мир у ног того, кого он не может обольстить.
* * *

1296. Я должен поступать так, как я думаю, а не так, как думают люди. Правило это одинаково необходимо как в практической, так и в духовной жизни. Правило это трудно, потому что всегда вы найдёте таких людей, которые думают, что они знают ваши обязанности лучше, чем вы сами. В мире легко жить согласно мирскому мнению, а в одиночестве легко следовать своему собственному; но велик тот человек, который среди толпы придерживается независимости своего уединения.
/Эмерсон/
* * *

1297. Таково уж свойство добродетели, что она обыкновенно в людях злых возбуждает к себе ненависть. Завидуя тем, кто хочет жить праведно, и думая самим себе приготовить оправдание, если очернят славу других, злые люди ненавидят добрых, как идущих противоположным путём, и всячески стараются обесславить их жизнь. Но не будем сокрушаться, потому что ненависть злых служит признаком добродетели.
/Иоанн Златоуст/
* * *

1298. Искусство есть человеческая деятельность, соединяющая людей в одном и том же чувстве. Если чувства эти хорошие, то деятельность искусства благотворна; и наоборот.
* * *

1299. Искусен тот, кто знает людей; но истинно просвещён тот, кто знает самого себя. Кто знает самого себя – тот познаёт Бога.
* * *

1300. Раскаяние есть напоминание о том, как должно поступать в настоящем.
* * *

1301. Если человек узнает, что ему делать, то он узнает всё, что ему нужно знать.
* * *

1302. Смысл жизни – что делать.
* * *

1303. Размышление – путь к бессмертию. Пробуждай сам себя, - тогда, защищённый собою и бодро внемлющий, ты будешь неизменен.
/Дхаммапада/
* * *

1304. Себялюбие есть начинающаяся гордость. Гордость – это незадержанное распустившееся себялюбие.
* * *

1305. Большие умы и горячие сердца, те люди, которые оставляют после себя глубокий след, представляют в своей жизни с особенной яркостью те самые ступени развития, которые проходятся, в большей или меньшей степени, всеми обыкновенными людьми.
Ступени эти такие: 1) Детская, внушённая вера, полное подчинение авторитету, спокойное и уверенное общение со всеми окружающими. 2) Углубление в сущность этой внушённой и принятой по доверию веры, невысказанные сомнения в её истинности и особенный задор в её утверждении и распространении. Одобрение и восхваление со стороны окружающих. 3) Попытка очистить принятое на веру вероучение от всего ложного, излишнего, суеверного, улучшить его и на нём основать жизнь; разрыв с прежде сочувствовавшими, их недоброжелательство, и, наконец 4) совершенное освобождение от принятого по доверию учения, признание только того, что согласно с разумом и совестью, сознание своего одиночества среди людей и единства с Богом, высокая и сильная любовь малого числа близких, и страх и ненависть большинства и – конец.
Все люди, хотят они или не хотят этого, более или менее сознательно проходят эти ступени. Сначала 1) полное доверие, потом 2) иногда чуть заметные, но всё-таки сомнения, потом 3) иногда самые слабые, но всё-таки попытки кое-как утвердить своё понимание жизни и, наконец, 4) становление лицом к лицу с Богом, полное познание истины, одиночество и – конец.
* * *

1306. Время проходит, но сказанное слово остаётся.
* * *

1307. Истинная религия не может быть противна разуму.
* * *

1308. Вера в силу разума лежит в основании всякой другой веры. Если после добросовестного и беспристрастного использования наших лучших способностей известное вероучение кажется нам противоречивым или не согласным с главными истинами, в которых мы не сомневаемся, мы, несомненно, должны воздержаться от веры в это учение. Я более убеждён в том, что моя разумная природа от Бога, чем в том, что какая-либо книга есть выражение Его воли.
/Чаннинг/
* * *

1309. Мне говорят: «Подчини свой разум». Но это может сказать мне только тот, кто меня обманывает. Мне нужно доказательство, чтобы подчинить мой разум.
Вера утверждается пониманием, лучшая из всех религий самая ясная. Он дал мне разум не для того, чтобы я подчинил свой разум, я вижу в этом оскорбление его творцу.
* * *

1310. Мужество же человека познаётся только по тому, чем он является в затруднительных и опасных положениях жизни.
/Даниэль/
* * *

1311. Для каждой входящей в сознание людей истины, заменяющей прежнее заблуждение, бывает период, когда заблуждение явно и очевидна истина, долженствующая заменить его, но заблуждение продолжает по инерции владеть людьми. В такие периоды не столько нужны разъяснения истины, сколько пример жизни, согласной с нею.
* * *

1312. Себялюбие, переходящее известные пределы, есть душевная болезнь. Доведённое до высшей степени, оно проявляется той душевной болезнью, которая называется манией величия.
* * *

1313. Себялюбие нужно только для сохранения отдельной жизни тела, и когда оно проявляется в этих пределах, оно естественно и законно. Когда же разум, по свойству своему предназначенный на разрешение всякой отделённости, употребляется на утверждение этой отделённости, тогда себялюбие становится вредным и мучительным.
* * *

1314. Беспристрастие так же редко, как и справедливость. Личный интерес есть неисчерпаемый источник самообманов для самооправдания. Число людей, желающих видеть правду, чрезвычайно мало. Над людьми властвует страх перед истиной, если только эта истина им не полезна. Люди житейской философии считают истину чем-то таким, что может быть допущено, может быть и не допущено в жизни. И вот таким образом предрассудок самолюбия защищает все предрассудки мышления, которые вытекают из этой уловки эгоизма. Единственный желаемый человечеством прогресс – это увеличение наслаждений. Самопожертвование – это наслаждение великих душ – никогда не было законом общества.
/Амиель/
* * *

1315. В склонности верить в то, что нам говорят, заключается добро и зло.
* * *

1316. Тот, кто ищет учёности, растёт с каждым днём и всё больше и больше возвышается в глазах людей.
         Тот, кто ищет добродетели, с каждым днём умаляется и становится всё ниже и ниже в глазах людей.
         Он умаляется всё больше и больше до тех пор, пока не дойдёт до полного смирения. Когда же он дойдёт до полного смирения, тогда он становится совсем свободен и против своей воли становится учителем людей.
/ЛаО-Тсе/
* * *

1317. Пусть одобрение людей будет последствием твоего поступка, а не целью.
* * *

1318. Сознание добра есть прямое сознание Бога.
* * *

1319. На дороге стал, о дороге спрашивай.
* * *

1320. Заботьтесь о вещах прежде, чем они существуют. Учреждайте порядок прежде, чем начнутся беспорядки.
Толстое дерево началось с тонкого прута. Девятиэтажная башня началась с кладки малых кирпичей. Путешествие в тысячу вёрст начинается с одного шага. Будьте внимательны к своим мыслям – они начало поступков.
/по ЛаО-Тсе/
* * *

1321. Последствия внешние не в нашей воле, но усилие всегда возможно, и благотворные внутренние последствия всегда сопутствуют усилию.
* * *

1322. Корень зла в незнании истины, сказал Будда.
* * *

1323. Тот, кто положил жизнь свою в совершенствовании, смотрит только вперёд. Оглядывается на то, что он сделал, только тот, кто остановился.
* * *

1324. Недовольство собою есть необходимое условие разумной жизни. Только это недовольство побуждает к работе над собой.
* * *

1325. Мы страдаем от прошедшего и портим себе будущее только потому, что пренебрегаем настоящим. Прошедшее и будущее – мечты, настоящее одно действительно есть.
* * *

1326. Будь внимателен к настоящему. Только в настоящем мы познаём вечность.
/по Гёте/
* * *

1327. Когда тебе тяжело, ты страдаешь от воспоминаний о прошедшем или тревожишься о будущем, вспомни, что жизнь только в настоящем, направь на него все твои силы, и все страдания твои о прошедшем и тревоги о будущем исчезнут, и ты почувствуешь свободу и радость.
* * *

1328. Природа устроила так, что обиды помнятся больше, чем добрые поступки. Добро забывается, а обиды упорно держатся в памяти.
/Сенека/
* * *

1329. С человеком лукавым не затягивайся в спор и лучше оставь его совсем в покое.
С человеком жадным не вступай в союз и не доверяйся его руководству.
Не вступай в объяснения с глупцом, от злодея не бери денег и с клеветником не имей дела.
* * *

1330. Кто победил себя, тот победит и других. Труднее всего победить себя. Сам делаешь зло – сам от себя страдаешь, сам уничтожаешь зло – сам очищаешься от зла.
* * *

1331. Препятствие на пути добра, преодолённое напряжением духа, придаёт мне новые силы; и светлый путь открывается внезапно там, где не видно было исхода.
/Марк Аврелий/
* * *

1332. Не ищи любви людей и не смущайся их нелюбовью. Часто любят за дурное и не любят за хорошее.
* * *

1333. Унижение жаждет уважения.
* * *

1334. Эта дверь не спрашивает у входящего, есть ли у него имя, а есть ли у него горе.
* * *

1335. Даже самое щепетильное тщеславие, если только оно хорошо понимает себя, должно заметить, что не меньше заслуги в том, чтобы дать себя убедить, чем в том, чтобы убедиться самому, и что первое, может быть, делает ещё более истинной чести человеку, потому что для этого требуется больше самоотречения и самовоспитания, чем для второго.
/Кант/
* * *

1336. Язык человека – достаточное орудие, чтобы передать идеи, возникающие в человеческом уме; но в области истинного и глубокого чувства он только слабый переводчик.
/Кошут/
* * *

1337. Кто насилует обстоятельства, того обстоятельства насилуют в свою очередь, а кто им уступает, тому и они делают уступку.
Когда ты видишь, что обстоятельства не благоприятствуют тебе, то ты им не сопротивляйся, а предоставь их естественному ходу, потому что кто идёт против обстоятельств, делается рабом их, а кто покоряется им, делается их господином.
/Талмуд/
* * *

1338. Если бесконечна доброта женщины, то бывает, что и злости её нет конца.
* * *

1339. Совершенство для мужчины и женщины одно и то же: совершенство любви. Если мужчина часто превосходит женщину в разумности и твёрдости любви, то женщина всегда превосходит мужчину в самоотвержении в любви.
* * *

1340. Как происходит совершенствование знаний, т.е. более истинные, нужные знания вытесняют и заменяют знания ошибочные и ненужные, так точно происходит совершенствование чувств посредством искусства, вытесняя чувства низшие, менее добрые и менее нужные для блага людей высшими, более добрыми, более нужными для этого блага. В этом назначение искусства.
* * *

1341. Не надо бояться тех разрушений, которые совершает разум в установленных людьми преданиях. Разум не может ничего уничтожать, не заменяя его истиной. Таково его свойство.
* * *

1342. Освободить человека от лжи значит не отнять что-либо, но дать. Знание того, что неправда – неправда, есть истина.
/Шопенгауэр/
* * *

1343. Есть такие заблуждения, которых нельзя опровергнуть. Надо сообщить заблуждающемуся уму такие знания, которые его просветят. Тогда заблуждение исчезнет само собою.
/Кант/
* * *

1344. Патриотизм не добродетель: жертвовать своей жизнью ради отжившего суеверия государства не может быть нашей обязанностью.
/Теодорус/
* * *

1345. Проповедовать в наше время всемирного общения народов исключительную любовь к своему народу и всегдашнюю готовность к войне с другим народом – всё равно что проповедовать в наше время среди мирных людей исключительную любовь к своей деревне и в каждой деревне собирать войска и строить крепости. Любовь к своему исключительному отечеству, которая прежде соединяла людей одной страны, в наше время, когда люди уже соединены путями сообщения, торговлей, промышленностью, наукой, искусством, а главное, нравственным сознанием, уже не соединяет, а разъединяет людей.
* * *

1346. Любовь к своему отечеству, так же как и любовь к своей семье, есть естественное свойство, но так же, как и любовь к семье, никак не может быть добродетелью, но может быть пороком, когда преступает те пределы, при которых нарушается любовь к ближнему.
* * *

1347. Патриотизм до такой степени несвойственен людям нашего времени, что он может быть возбуждаем только внушением.
Это самое и делают правительства и те, которым патриотизм выгоден: они внушают его тем, которые уже не испытывают его и которым он невыгоден. Надо быть настороже против этого обмана.
* * *

1348. Только для того безвредно зло, кто сам не творит злого.
* * *

1349. Сначала человеку стыдно сознаться в своём грехе, потом трудно развязаться с ним; потом делается то, что отказаться от грехов – значит погубить себя в мнении света. Кто не остановится на первой ступени греха, дойдёт до последней.
/Бакстер/
* * *

1350. Побори страсти, и зло само собой исчезнет из мира.
* * *

1351. Воистину самая лучшая пища та, которую вы сами или ваши дети заработали.
/Магомет/
* * *

1352. Против всего можно устоять, но не против доброты.
/Руссо/
* * *

1353. Тот, чья вера слаба, не может и в других возбудить веры.
/ЛаО-Тсе/
* * *

1354. Все блага – ничто перед благом истины; все сладости – ничто перед сладостью истины; блаженство истины безмерно превосходит все радости.
* * *

1355. Любовь опасное слово.
* * *

1356. Всё, что может нас сделать лучше и счастливее, Бог поставил прямо перед нами или близко от нас.
/Сенека/
* * *

1357. Нужно высвободить ту религию, которую исповедовал Иисус, от той религии, предмет которой есть Иисус.
/Амиель/
* * *

1358. На высшей точке своего сознания человек одинок. Одиночество это бывает странно, непривычно и кажется тяжело.
* * *

1359. Мудрость есть знание вечных истин, приложимых к жизни.
* * *

1360. Изучать науку жизни, человеческих нравов и следствия добрых и злых дел.
/Цицерон/
* * *

1361. Вещественное милосердие только тогда добро, когда оно жертва. Только тогда получающий вещественный дар получает и духовный дар.
* * *

1362. Религия ребёнка зависит от образа действия, а не от словесных наставлений его родителей. Внутренний и бессознательный идеал, двигающий их жизнью, вера их – вот что влияет на ребёнка; слова же их, выговоры, наказания, вспышки даже для него не что иное, как случайности; веру же их он предчувствует и чувствует инстинктом.
Вот почему первый принцип воспитания следующий: воспитывай сам себя; и первое правило, которому надо следовать для того, чтобы владеть волей ребёнка, - овладей своею.
/Амиель/
* * *

1363. Всё нравственное воспитание детей сводится к доброму примеру. Живите хорошо или хоть старайтесь жить хорошо, и вы по мере вашего успеха в хорошей жизни хорошо воспитаете детей.
* * *

1364. «Время проходит!» привыкли мы говорить. Времени нет; движемся мы.
/по Талмуду/
* * *

1365. Но пора увидеть и понять всем ту несомненную очевидность, что все усилия жизни лучших, праведных и мудрых людей с Иисусом Христом во главе, направлены всегда на борьбу с обманами, с этими самыми возвеличенными выше человека человеческими вымыслами, на борьбу с этими идолами, чтобы показать людям это изуверство, чтобы выяснить перед людьми достойную веры истину, чтобы привести человека к сознанию источника жизни и всяких дел в самом себе, чтобы возвратить человека в волю Бога и тем освободить его.
/Бука/
* * *

1366. Поступать по своим убеждениям, согласно со своей совестью.
* * *

1367. Да – резала коса, да нарезалась.
* * *

1368. Одна из главных причин недоразумения есть большей частью неопределённость понятий и выражений.
* * *

1369. Предмет философии: действительная истина и истинная действительность.
* * *

1370. Ибо одно из главных определений истины есть необходимость.
* * *

1371. Борьба с действительностью должна была повергнуть его в отчаяние, потому что действительность всегда побеждает, и человеку остаётся или помириться с нею и сознать себя в ней и полюбить её, или самому разрушиться.
* * *

1372. Где нет религии, там не может быть государства.
* * *

1373. Если нет условий, то невозможно и точное воплощение задуманного.
* * *

1374. Философия есть знание абсолютной истины.
* * *

1375. Потому что доказать мысль можно только двояким образом: или a priori, в чистой области мысли, и такое доказательство предполагает философию, или a posteriori, указанием в опытном мире фактов, соответствующих мысли.
* * *

1376. Глубокая и верная мысль, но ещё не истина.
/И.Черных/
* * *

1377. Понять предмет – значит найти в нём самого себя.
* * *

1378. Бесконечность не может быть дополнена.
* * *

1379. С нашей стороны, было бы нелепым игнорировать её существование и вести себя так, будто бы мы не придаём ей никакого значения.
* * *

1380. Как и мы, они ненавидят всякую половинчатость, ибо знают, что хорош только цельный человек и что половинчатость есть гнилой источник всякой скверны.
* * *

1381. Всем тем, что основано только на односторонности, истина не может пользоваться даже как оружием, ибо истина противоположна всякой однобокости. Всё одностороннее непременно пристрастно и фанатично в своих проявлениях; оно непременно выражается в ненависти, ибо не может утвердиться никаким другим путём, кроме насильственного подавления всех других противоположных ему и столько же, как и оно само, оправданных односторонностей. Одна односторонность уже самим своим существованием предполагает существование других односторонностей, и всё же она в силу свойственной ей природы должна исключать их, чтобы саму себя утвердить. Это противоречие есть проклятие, тяготеющее над нею, врождённое ей проклятие, превращающее все лучшие чувства, присущие каждому человеку уже как человеку при внешнем их проявлении в ненависть.
* * *

1382. Теоретическая недобросовестность по необходимым свойствам своей природы почти всегда переходит в практическую.
* * *

1383. Для самого индивидуума этот внутренний мир может обладать бесконечной ценностью, но для внешнего мира он действителен лишь в той мере, в какой он проявляется вовне, и будет лишь таким, каким он проявляется вовне. Каждый человек есть в действительности только то, чем он является в действительном мире, - ведь не могу же я называть чёрное белым.
* * *

1384. Однако известно, что ничто не действует столь деморализующим образом на человека, как сознание, что от него не ожидают ничего хорошего и благородного.
* * *

1385. Право, вошедшее в сознание, непреодолимо.
* * *

1386. Нет ни единой вещи в физическом и духовном мире, которая не имела бы ничего общего со всеми другими вещами.
* * *

1387. Какова цель философии? Познание истины. Но истина не есть нечто вполне абстрактное и воздушное, а потому она может и даже должна оказывать значительное влияние на общественные отношения, на организацию общества. Уже в Евангелии сказано: «Познают истину, и истина освободит их». В этих немногих словах высказано всё стремление философии, а что это стремление не осталось бесплодным, об этом можно судить по новейшей истории.
* * *

1388. И слишком нравствен, чтобы говорить всерьёз то, чему он сам не может верить.
* * *

1389. Кто чужд народу, того все дела заранее поражены проклятием.
* * *

1390. Коммунизм исходит не из теории, а из практического инстинкта, из народного инстинкта, а последний никогда не ошибается.
* * *

1391. Но мы знаем также, что в политике не может быть честной и полезной практической деятельности без ясно определённых теории и цели.
* * *

1392. Но, как говорит пословица, кто много захватывает, плохо удерживает.
* * *

1393. Ибо исторический опыт и логика доказали, что достаточно одного господина на небе, чтобы тысячи господ расплодились на земле.
* * *

1394. Ничто не может существовать вне всемирной причинности.
* * *

1395. Внутренняя необходимость всегда является продуктом множества внешних причин.
* * *

1396. Вопрос в одном: какое отношение имеет этот вклад к тому, чего он сам хотел достичь?
* * *

1397. Но чтение не обещает быть лёгким делом.
* * *

1398. Ибо любят лишь того, в ком нуждаются, и того, кто нуждается в вас.
/М.А. Бакунин/
* * *

1399. Но, как известно, много званых, но мало избранных.
* * *

1400. Доверие порождает единение, а единение создаёт силу.
* * *