"Сентенции (1001 - 1200)".



1001. Дурные люди не соблюдают клятв, данных в безвыходном положении, после того как от него избавились.
/Демокрит/
* * *

1002. Тот, кому ничего не может прийти в голову, менее глуп, чем тот, кто одобряет глупость, придуманную другим.
/Цицерон/
* * *

1003. Смеяться над умными людьми – это свойство дураков.
/Жан де Лабрюйер/
* * *

1004. Дураки любят хвастать мнимыми достоинствами, которых никто не видит, кроме них самих.
* * *

1005. Глупость и тщеславие – неразлучные друзья.
/Пьер Бомарше/
* * *

1006. Тщеславие доводит до того, что заставляет говорить глупости, лишь бы обратить на себя внимание.
/Пьер Буаст/
* * *

1007. Глупость сопровождает нас всю жизнь. Если кто и кажется разумным, то только потому, что его глупость строго соразмерна с его возрастом и положением.
/Франсуа Ларошфуко/
* * *

1008. «Более умный всегда уступает», - какая великая мысль! Она объясняет, почему в мире господствует глупость.
/Мария Эбнер-Эшенбах/
* * *

1009. Самый непобедимый человек – это тот, кому не страшно быть глупым.
/Василий Ключевский/
* * *

1010. Три черты человека говорят о его глупости: гордыня, заносчивость и доверие к подлецу.
/Лев Толстой/
* * *

1011. В счастье не возносись, в несчастье не унижайся.
/Клеобул/
* * *

1012. Счастливый тот, кому не нужно счастья.
/Сенека/
* * *

1013. Истинная радость – серьёзная штука.
/Сенека/
* * *

1014. Благоразумен тот, кто не печалится о том, чего он не имеет, но радуется тому, что имеет.
/Демокрит/
* * *

1015. …Веселье не наполняет сердце, а лишь разглаживает морщины на лбу…
/Сенека/
* * *

1016. Никто не бывает несчастен только от внешних причин.
/Сенека/
* * *

1017. Малая печаль красноречива, великая безмолвна.
/Сенека/
* * *

1018. Кто ни на что не надеется, никогда не отчаивается.
/Сенека/
* * *

1019. Говорят, что несчастие хорошая школа; может быть. Но счастье есть лучший университет.
/Александр Пушкин/
* * *

1020. Когда мы счастливы, мы всегда добры, но когда мы добры, мы не всегда счастливы.
/Оскар Уайльд/
* * *

1021. Каждый имеет право быть счастливым на своих собственных условиях.
/Франк Заппа/
* * *

1022. Надо всегда быть радостным. Если радость кончается, ищи, в чём ошибся.
/Лев Толстой/
* * *

1023. Избыток скорби смеётся. Избыток радости плачет.
/Вильям Блейк/
* * *

1024. Красота, радость, только как радость, независимо от добра, отвратительна.
/Лев Толстой/
* * *

1025. Счастье есть удовольствие без раскаяния.
/Лев Толстой/
* * *

1026. Надежда видит невидимое, чувствует неосязаемое и совершает невозможное.
* * *

1027. Пессимист: человек, который сжигает мосты перед собой.
* * *

1028. Пессимизм – это настроение, оптимизм – воля.
/Ален/
* * *

1029. Грусть достаточна сама по себе, но чтобы получить от неё настоящее удовольствие, нужно поделиться ею с другими.
/Марк Твен/
* * *

1030. Слаб духом тот, кому богатство не по силам.
/Сенека/
* * *

1031. Если деньги – всё, что вам нужно, то это всё, что вы получите.
* * *

1032. Непостоянная женщина та, которая уже не любит; легкомысленная та, которая любит уже другого; ветреная та, которая не знает, любит ли она и кого любит; равнодушная та, которая никого не любит.
/Жан де Лабрюйер/
* * *

1033. Мужчина уже наполовину влюблён в каждую женщину, которая слушает, как он говорит.
/Фрэнсис Бэкон/
* * *

1034. Когда люди не сходятся в главном, они расходятся из-за пустяков.
/Дон-Аминадо/
* * *

1035. Любовь – последняя и самая тяжёлая детская болезнь.
* * *

1036. Только нелюбимые женщины никогда не опаздывают.
/Александр Дюма-отец/
* * *

1037. Клятвы в любви доказывают её непостоянство: верная дружба не произносит их.
/Пьер Буаст/
* * *

1038. Высота культуры определяется отношением к женщине.
/Максим Горький/
* * *

1039. Мужчина, хочешь ли быть любимым? Будь силён мускулами и головой, силён удальством в твоей страсти и в слове твоего гения. Когда женщины приходят в восхищение, то они находятся накануне любви. Природа создала тебя защитником семьи, регулятором скрытых сил; она создала тебя воином для любви и воином для побед. Будь же силён!
/Паоло Мантегацца/
* * *

1040. Сердце женщины право даже тогда, когда её ум заблуждается.
/Эрнест Ренан/
* * *

1041. Вообще, и женщинам это хорошо известно, мужчина, который умно говорит о любви, не очень влюблён.
/Жорж Санд/
* * *

1042. Истинная любовь всегда сопровождается уважением.
/Пьер Бошен/
* * *

1043. В любви важно то, чтобы первые впечатления производились нравственными красотами; те же, которые производятся красотами физическими, слишком скоро изглаживаются.
/Пьер Буаст/
* * *

1044. Физическая любовь есть горячка: всё, что она говорит и делает, есть только бред.
/Пьер Буаст/
* * *

1045. Не огорчай отца и знай: кто более нас любит, тот на нас и легче сердится.
/Менандр/
* * *

1046. О женщинах древняя поговорка гласит: «Ах, и с ними невозможно – и без них никак нельзя».
/Аристофан/
* * *

1047. Семейные ссоры – штатный ремонт ветшающей семейной любви.
/Василий Ключевский/
* * *

1048. Брак – и не рай и не ад, это просто чистилище.
/Авраам Линкольн/
* * *

1049. Развод постыден после рождения детей.
* * *

1050. Хороший муж никогда не помнит возраст своей жены, но всегда помнит её день рождения.
/Жак Одиберти/
* * *

1051. Любовники могут полюбить друг друга прежде, нежели узнают один другого; супруги должны узнать друг друга прежде, чем полюбить.
/Пьер Буаст/
* * *

1052. Чтобы сделать брак счастливым, более необходимо согласие характеров, нежели согласие мыслей.
/Паоло Мантегацца/
* * *

1053. Суди о человеке не по его одежде, а по одежде его жены.
/Томас Дьюар/
* * *

1054. Как бы почтительно ни относилась к вам женская половина вашей семьи, как бы ни ценила она ваши достоинства и авторитет, втайне она всегда смотрит на вас как на осла и питает к вам нечто вроде жалости.
/Генри Луис Менкен/
* * *

1055. И с дорогой косметикой можно дёшево выглядеть.
/Ольга Ткачёва/
* * *

1056. Кто знает женщин, жалеет мужчин, но тот, кто знает мужчин, готов извинить женщин.
/Альбер Турнье/
* * *

1057. Мужчины ведут игру, а женщины знают счёт.
/Роджер Уоддис/
* * *

1058. Мужчины умеют ненавидеть; женщины – только испытывать отвращение. Последнее гораздо страшнее.
/Анри Ренье/
* * *

1059. В воспитании детей главное, чтобы они этого не замечали.
* * *

1060. Товарищи воспитывают гораздо лучше, чем родители, ибо им не свойственна жалость.
/Андре Моруа/
* * *

1061. Просвещайте своих детей сексуально, чтобы потом их не изгнали из рая.
/Станислав Ежи Лец/
* * *

1062. Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить.
/Адольф Дистервег/
* * *

1063. Учатся у тех, кого любят.
/Гёте/
* * *

1064. Смог бы мальчик, которым вы были, гордиться таким мужчиной, как вы?
/Лоренс Питер/
* * *

1065. Самовоспитание – труднейшая разновидность самообслуживания.
/Эвгениуш Коркош/
* * *

1066. Афоризм – это мудрость в портативной форме, концентрированный экстракт мыслей и чувств.
/Уильям Олджер/
* * *

1067. Мир не есть мысль, как думают философы. Мир есть страсть. Охлаждение страсти даёт обыденность.
/Николай Бердяев/
* * *

1068. Самооправдание применительно к афористике (афоризмам) не есть цель, а скорее самоутверждение.
/И.Черных/
* * *

1069. Опасайся того, чтобы чтение многих писателей и всякого рода книг не произвело смутности и неопределённости в твоей голове. Следует питать твой ум только писателями несомненного достоинства, если желаешь извлечь что-нибудь полезное. Слишком много книг развлекает ум. Поэтому читай только книги, признанные бесспорно хорошими. Если когда-нибудь явится желание перейти на время к другого рода сочинениям, не забывай никогда возвращаться опять к прежним.
/Сенека/
* * *

1070. Читайте прежде всего лучшие книги, а то вы и совсем не успеете прочесть их.
/Торо/
* * *

1071. Для того, кто утверждён в добродетели, нет ничего, чего бы он не мог превозмочь.
/ЛаО-Тсе/
* * *

1072. Нужно остерегаться двух одинаково пагубных суеверий: суеверия богословов, учащих тому, что сущность Божества может быть выражена словами, и Суеверия науки, полагающей, что божественная сила может быть объяснена научными исследованиями.
/Джон Рёскин/
* * *

1073. Вредно даже читать о предмете прежде, чем сам не пораздумал о нём. Ибо вместе с новым материалом в голову прокрадывается чужая точка зрения на него и чужое отношение к нему, и это тем вероятнее, что человеку естественно из лености и равнодушия стараться избавиться от усилий мышления и принимать готовые мысли и давать им ход.
/Шопенгауэр/
* * *

1074. Мысль только тогда движет жизнью, когда она добыта своим умом или хотя отвечает на вопрос, возникший уже в душе. Мысль же чужая, воспринятая умом и памятью, не влияет на жизнь и уживается с противными ей поступками.
* * *

1075. Основа воспитания – установление отношения к началу всего и вытекающего из этого отношения руководства поведения.
* * *

1076. Когда стрела не попадает в цель, стреляющий винит в этом себя самого, а не другого. Так поступает и мудрец.
/Конфуций/
* * *

1077. Есть люди, которые берут на себя право решать за других их отношение к Богу и к миру, и есть люди, огромное большинство, которые отдают это право другим и слепо верят тому, что говорят им. Одинаково преступны и те и другие.
* * *

1078. С той минуты, когда человек отказался от своей нравственной независимости, с той минуты, когда человек стал определять свою обязанность не по внутреннему голосу, но по взглядам известного сословия или партии, с той минуты, когда он стряхнул с себя свою личную ответственность потому, что он только один из миллионов, - с этой минуты он лишился своей нравственной силы, он ожидает уже от людей того, что может совершить один Бог, он ставит на место божественной силы грубые предписания человеческого ума.
/Чаннинг/
* * *

1079. Человек может пользоваться тем преданием, которое перешло к нему от мудрых и святых людей прошедшего, но он сам должен проверить своим разумом то, что передаётся ему, и откинуть одно и принять другое.
* * *

1080. Каждый человек должен сам устанавливать своё отношение к миру и Богу.
* * *

1081. Но что такое вера? – Это согласие своей воли с совестью, с всемирным разумом.
/Китайский буддизм/
* * *

1082. «Умирать придётся одному», - сказал Паскаль. И жизнь истинная – только та, когда живёшь один, перед Богом, а не перед людьми.
* * *

1083. Истинная любовь бесконечна, и нет количества тех оскорблений, которые она не простила бы, если она истинная любовь.
* * *

1084. Для народов, как и для личностей, освобождение от предрассудков не уменьшает нравственных преград, но только заменяет более грубые руководства жизни более возвышенными. Многие бедные души теряют при этой замене свою поддержку. Но в этом нет ничего дурного или опасного. Это только рост. Ребёнок должен выучиться ходить один. Сначала человек, лишившийся привычного суеверия, чувствует себя потерянным, бездомным. Но это отнятие от него внешних поддержек загоняет его внутрь себя и этим самым укрепляет его. Он чувствует себя лицом к лицу с Богом; он читает не по книге, а в душе своей смысл учения, и его маленькая часовня расширяется до величественного храма небесного свода.
/Эмерсон/
* * *

1085. Познание Бога может быть или умственным, или нравственным, основанным на вере. Умственное познание ненадёжно и подвержено опасным ошибкам; нравственное же познание приписывает Богу только такие свойства, которые требуют нравственных поступков. Такая вера естественна и сверхъестественна.
/По Канту/
* * *

1086. Ищите не только нравственной жизни, но стремитесь к тому, что выше нравственности.
/Торо/
* * *

1087. Сознавая всю неразумность и всегда вытекающую из неё бедственность жизни, человек невольно отвращается от неё; и с другой стороны, ясно сознавая возможность разумной жизни, человек невольно стремится к ней. Не скрывать поэтому зла неразумия и выставлять во всей ясности благо разумной жизни должно бы составлять задачу всех учителей человечества.
* * *

1088. Мы должны с глубоким вниманием относиться к нашим общественным делам, мы должны быть готовы изменять наши мнения, отказываться от старых взглядов, усваивать новые. Мы должны бросать предрассудки и рассуждать с совершенно свободным умом. Моряк, который будет ставить одни и те же паруса, невзирая на перемены в ветре, никогда не достигнет своей гавани.
/Генри Джордж/
* * *

1089. Но горе в том, что для восприятия чужой мудрости нужна прежде всего самостоятельная работа.
* * *

1090. Если бы люди, вместо того чтобы учить других, хоть изредка занимались тем, чтобы учить самих себя, - всё меньше и меньше становилось бы зла в мире и все легче и легче было бы жить людям.
* * *

1091. Пусть ошибки и ложные приёмы не смущают тебя. Ничто так не научает, как сознание своей ошибки. Это одно из главных средств самовоспитания.
/Карлейль/
* * *

1092. Между тем только одно это дело, работа над душой, над тем, чтобы делаться с каждым днём лучше и добрее, только эта работа настоящая, а все остальные работы, видимые, полезны только тогда, когда делается эта главная работа над душою.
* * *

1093. Но единство ведь есть не что иное, как слияние жизни каждого с жизнью всех, и потому для осуществления этого единства нет другого средства, как отрешение от самого себя постольку, поскольку этого требует единство, - вольный отказ от всего, что разделяет и уединяет. В этом – всё евангельское учение.
/Ламенэ/
* * *

1094. Куда придёт человечество, это не дано знать людям. Высшая мудрость состоит в том, чтобы знать, куда тебе идти. А это ты знаешь: идти к высшему совершенству.
* * *

1095. Признак ложного учения – тот, чтобы откладывать жизнь до другого времени и ценить верующего в своё учение человека выше добродетельного.
/По Амиелю/
* * *

1096. Важно не то место, которое мы занимаем, а то направление, в котором мы движемся.
/Гольмс/
* * *

1097. Есть знания, необходимые каждому человеку. Пока человек не усвоил этих знаний, все другие знания будут во вред ему.
* * *

1098. Самое нужное человеку – его нравственное совершенствование.
/Ксенофонт/
* * *

1099. Если же ты не хочешь подать, то, по крайней мере, не оскорбляй.
/Иоанн Златоуст/
* * *

1100. По христианскому же учению, человек непосредственно познаёт Бога своим сознанием в самом себе.
* * *

1101. Мудрая пословица говорит: «Бог приходит к нам без звона». Это значит, что нет перегородки между нами и началом всего, нет стены между человеком – последствием и Богом – причиною.
/Эмерсон/
* * *

1102. Но кривые пути остаются кривыми, хотя бы они были предназначены для обмана больших масс народа, а не отдельных личностей. И поэтому мы признаём только одно побуждение: следование истине, которую знаем, куда бы она ни привела нас.
/Клиффорд/
* * *

1103. Вера в действительность духовной жизни даёт другое направление мыслям человека. Верующий в духовную жизнь обращает внимание своё вовнутрь, старается разобраться в своих чувствах, в своих мыслях, старается направить свою жизнь сообразно с высшими требованиями: сделать её свободной, правдивой, любовной, старается своими поступками слагать жизнь свою из таких мыслей и чувств, которые наиболее соответствуют целям добра. Такой человек ищет истину и тянется к свету, потому что жизнь духа невозможна без света солнца. Среди людей нет ни совершенных жителей тьмы, ни совершенных жителей света, а все на распутье, и каждый, имея в себе власть идти, идёт туда или сюда. И всякий, верующий в действительность духа, живущий под светом разума, пребывает в царстве Бога и имеет жизнь вечную.
/Бука/
* * *

1104. «Всё это суеверие», - говорят ученые. Может быть, и суеверие, отвечаю я, однако что может сделать ваш столь неясный рассудок против суеверия, которое убедительнее его?
/Руссо/
* * *

1105. Метафизика существует в действительности, если и не как наука, то как природная склонность, потому что человеческий разум, подвигаясь неудержимо вперёд, побуждаемый к тому не одним только тщеславным желанием многознайства, а и собственной потребностью, доходит до таких вопросов, на которые не может дать ответа никакая опытная деятельность разума и выведенные из неё основы. Таким образом, действительно у всех людей, у которых разум расширился до умозрения, всегда была какая-нибудь метафизика; и она всегда будет у них.
/Кант/
* * *

1106. Когда потеряна истинная добродетель, является добродушие, когда потеряно добродушие, является справедливость, когда же потеряна справедливость, является приличие. Правила приличия – это только подобия правды и начало всякого беспорядка.
/ЛаО-Тсе/
* * *

1107. Есть два пути, ведущие к добродетели: быть справедливым и не делать зла живым существам.
/Книга Ману/
* * *

1108. Нет ничего хуже притворства доброты. Притворство доброты отталкивает больше, чем откровенная злоба.
* * *

1109. Человек истинной добродетели старается идти прямым путём до конца. Сделать половину дороги и потом ослабеть – это то, чего надо бояться.
* * *

1110. Свободен человек только тогда, когда он в истине. Истина же открывается разумом.
* * *

1111. Отвлечённые побуждения – мысли, которые далеко не всегда извлечены из собственного опыта, а часто порождаются словами и примерами других, внушением и литературой. С возможностью разумения тотчас же открывается человеку и возможность заблуждения. А каждое заблуждение, рано или поздно, приносит вред, и тем больший, чем оно было больше. За личное заблуждение когда-нибудь придётся заплатить, и нередко дорогой ценой.
/Шопенгауэр/
* * *

1112. Различие же в степенях умственной дальнозоркости уравновешивается при помощи просвещения, причём лучшим органом такого уравнения является слово, исходящее из уст мудрейших людей.
Мудрец помогает самостоятельному рождению в людях их собственных идей и чувств. Но не в одном различии точек зрения и степеней разумения лежит причина разногласия людей в деле признания единой истины. Причина такого разногласия кроется ещё в самолюбии людей, благодаря которому очень часто человек, уже признавший внутренне разумность доводов своего собеседника, всё-таки продолжает отстаивать уже раз высказанное им мнение.
/Фёдор Страхов/
* * *

1113. Мысль кажется свободною, но в человеке есть нечто могущественнее её, могущее управлять ею. Для того чтобы изменить установившийся ход жизни в себе или в людях, надо бороться не с событиями, а с теми мыслями, которые произвели и производят их.
* * *

1114. В чём истинное благо жизни – поступать согласно законам правды и добра, начертанным в душе каждого человека.
/По Эпиктету/
* * *

1115. Вспомни, как страстно желал ты в прошедшем многого, что теперь вызывает в тебе если не отвращение, то пренебрежение. То же будет и с теми желаниями, которые теперь волнуют тебя.
          Вспомни, как много ты потерял, стараясь удовлетворить твои прежние желания. То же будет и теперь. Смиряй, утишай их, это всегда самое выгодное и вместе с тем всегда возможное.
* * *

1116. Поэтому, кто хочет освободить людей, должен поднять их выше ненавистнических чувств, иначе он не достигнет цели.
/Генри Джордж/
* * *

1117. Десятая заповедь: старайся понять истину.
/Будда/
* * *

1118. Помните всегда, что телесное всё разрушается, только истина неразрушима и вечна. В ней ищите спасение.
/Будда/
* * *

1119. Когда же мы поймём, что есть в нас то, что смертно, и то, что бессмертно, то ясно, что и заботиться мы в этой жизни должны больше о том, что бессмертно, чем о том, что смертно. Люди же обыкновенно поступают как раз обратно.
/По Паскалю/
* * *

1120. Религия – это упрощённая и обращённая к сердцу мудрость. Мудрость – это разумом оправданная религия.
* * *

1121. Я утверждаю, что в нас Святой Дух, свидетель и страж всего хорошего и дурного. Он обходится с нами, как мы обходимся с Ним. Если мы бережём Его, Он бережёт нас.
/Сенека/
* * *

1122. Есть простота естественная, и есть простота мудрости. И та и другая вызывают любовь и уважение.
* * *

1123. Слова истины всегда без украшений и просты.
/Марцеллин/
* * *

1124. Слово сближает людей, и потому надо стараться говорить так, чтобы все могли понимать тебя и чтобы всё, что ты говоришь, была правда.
* * *

1125. Видимая телесная жизнь наша – это то же, что леса для постройки здания. Леса сами по себе нужны только до тех пор, пока строится здание. Когда же здание кончено, они не нужны и их снимают. То же и с нашей телесной жизнью. Она нужна только для постройки здания духовной жизни, а когда это здание построено, тело уничтожается.
* * *

1126. Не тело твоё заставляет твой дух понимать твою жизнь и жизнь мира, а дух, живущий в тебе, двигает, чувствует, вспоминает, предвидит, управляет и руководит твоим телом и твоими поступками.
/По Цицерону/
* * *

1127. А молясь, не говорите лишнего, ибо знает Отец ваш, в чём вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него.
/Мф.6, 5-8/
* * *

1128. Молитва – в том, чтобы, отрешившись от всего мирского, внешнего, вызвать в себе божественную часть своей души, перенестись в неё, посредством неё вступить в общение с тем, кого она есть частица и проверить свою душу, свои поступки, свои желания по требованиям не внешних условий мира, а этой божественной части души.
И такая молитва бывает не праздное умиление и возбуждение, которое производит молитвы общественные с их пением, картинами, освещениями и проповедями, а такая молитва – помощь, укрепление, возвышение души. Такая молитва есть исповедь, поверка прежних и указание направления будущих поступков.
* * *

1129. Философия есть знание абсолютной истины.
* * *

1130. Чем меньше в религиозном учении влияния внушения, тем оно выше, и наоборот.
* * *

1131. Иисус положил основание новому обществу. До него народы принадлежали одному или многим господам, как стада принадлежат своим хозяевам. Князья и сильные мира давили народ всей тяжестью своей гордости и корыстолюбия. Иисус кладёт конец этому неустройству, поднимает согбенные головы, освобождает рабов. Он научает их тому, что, будучи равными перед Богом, люди свободны, что никто не может иметь сам по себе власти над своими братьями, что равенство и свобода, божественные законы человеческого рода, ненарушимы; что власть не может быть правом; что в общественном устройстве она есть должность, служение, некоторого рода рабство, свободно принятое на себя ввиду общего блага. Таково общество, которое устанавливает Иисус.
* * *

1132. Условие мудрости – нравственная чистота; последствие её – душевный мир.
* * *

1133. Мудрым может быть только тот, кто не считает себя мудрым. А не считает себя мудрым только тот, кто всегда видит перед собой совершенство Бога.
* * *

1134. Мудрость бесконечна – чем дальше подвигаешься к ней, тем она становится нужнее.
* * *

1135. У человека с добрым характером сознание совсем иное, чем у человека с злым характером. Человек с злым характером всюду чувствует твёрдую перегородку между собой и всем, что вне его. Мир для него – не Я, и его отношение к нему – с самого начала враждебное; поэтому основное настроение его всегда – неприязненность, подозрительность, зависть, злорадство. Человек же доброго характера живёт не в себе одном, а во внешнем мире, который он сознаёт односущным себе; другие для него – не не Я, а «всё Я же и Я». И потому его отношение к каждому – всегда дружественное: он чувствует своё родство со всеми существами, принимает непосредственное участие в их благополучии и несчастии и доверчиво предполагает в них ту же участливость. И в нём твердо укрепляются мир и то уверенное, покойное, довольное состояние духа, от которого каждому делается хорошо вблизи него.
/Шопенгауэр/
* * *

1136. Делай только то, что духовно поднимает тебя, и будь уверен, что этим самым ты более всего можешь быть полезен обществу.
* * *

1137. Мудрость достигается внутренней работой в уединении и такой же работой над самим собою в общении с людьми.
* * *

1138. И время помогает усилиям.
* * *

1139. Будь всегда внимателен к тому, что делаешь, и ничего не считай недостойным внимания.
/Конфуций/
* * *

1140. Действительное средство внутреннего совершенствования – только в постоянном, терпеливом усилии, руководимом мудрым рассуждением.
/Чаннинг/
* * *

1141. Если не хочешь трудиться – или насилуй, или унижайся.
* * *

1142. Отвечай добром за зло – и ты уничтожишь в злом человеке всё удовольствие, которое он получает от зла.
* * *

1143. Решительность характера в человеке обусловлено двумя противоположными друг другу причинами: чисто языческим самосознанием человека, с одной стороны, и чисто христианским – с другой.
/Фёдор Страхов/
* * *

1144. Великие мысли исходят из сердца.
/Вовенарг/
* * *

1145. Всё исследуй. Верь только тому, что согласно с разумом.
* * *

1146. Разум и ум – два совершенно различных свойства. Ум есть способность понимать и соображать жизненные, мирские условия; разум же есть божественная сущность души, открывающая ей её отношение к миру и Богу.
* * *

1147. Самые важные и нужные для самого и для других дела человека – это те, последствия которых он не увидит.
* * *

1148. Христианство – это учение о божественном в человеке.
* * *

1149. Мудрость – предмет великий и обширный, она требует всего свободного времени, которое может быть посвящено ей. С каким бы количеством вопросов ты ни успел справиться, тебе всё-таки придётся промучиться над множеством вопросов, подлежащих исследованию и решению. Эти вопросы так обширны, так многочисленны, что требуют отстранения из сознания всего излишнего для того, чтобы предоставить полный простор работе ума. Тратить ли мне свою жизнь на одни слова? А часто бывает, что учёные больше думают о разговорах, нежели о жизни. Заметь, какое зло порождает чрезмерное мудрствование и как оно может быть опасно для истины.
/Сенека/
* * *

1150. Так как сильнейший двигатель человеческой энергии есть неизвестное.
* * *

1151. Почти все наши расходы делаются для того, чтобы быть похожими на других.
/Эмерсон/
* * *

1152. Разум всегда подчиняется тому, чего требует сердце.
/Руссо/
* * *

1153. Пойми хорошенько и постоянно помни, что человек всегда поступает так, как ему кажется лучше для себя. Если это на самом деле лучше для него, то он прав: если же он ошибается, то ему же хуже, потому что за всяким заблуждением непременно следует и страдание.
/Эпиктет/
* * *

1154. Осуждай свои дела. И когда ты осудишь, не отчаивайся.
/Эпиктет/
* * *

1155. Чтобы достигнуть нравственного совершенства, нужно прежде всего заботиться о душевной чистоте. А душевная чистота достигается в том только случае, когда сердце ищет правды и воля стремится к святости. И всё это зависит от истинного знания.
/Конфуций/
* * *

1156. Самому нужному в жизни нас обыкновенно никто не учил.
/Лихтенберг/
* * *

1157. Учите его, что совершенствовать себя нравственно и умственно ради совершенствования своих собратьев – людей есть его прямая обязанность, что он должен добиваться истины и затем служить ей словом и делом, воплощая её в жизни бестрепетно и непрестанно, что для определения истины ему даны два руководства: своё собственное сознание, своя совесть и предание, или сознание всего человечества.
/Иосиф Мадзини/
* * *

1158. Сознательное внушение – это обучение, образование; бессознательное – это пример, воспитание в тесном смысле, или, как я назову, это просвещение.
/Лев Толстой/
* * *

1159. Мудрецу сказали о том, что его считают дурным человеком. Он отвечал: «Хорошо ещё, что они не всё знают про меня, они бы ещё не то сказали». Избегай суждения о себе и главное сравнения себя с другими. Сравнивай себя только с совершенством.
* * *

1160. Добродетель всегда двигается вперёд и всё-таки всегда начинается сначала.
/Кант/
* * *

1161. Добродетель и её степени начинаются только тогда, когда начинается усилие.
* * *

1162. Правдивость не есть добродетель, но признак отсутствия пороков.
* * *

1163. Как, кажется, легко говорить правду, а как много нужно внутренней работы, чтобы достигнуть этого. Степень правдивости человека есть указатель степени его нравственного совершенства.
* * *

1164. Те, кто вступил на этот путь, уже не возвращаются.
* * *

1165. Когда дух достигнет известного роста, он сам разобьет свои оковы.
/Люси Малори/
* * *

1166. Чем больше торопишься, тем меньше успеваешь.
* * *

1167. Жестокая буря! Ужасные волны!
          Но не боюсь: я – на Камне стою!
          Пусть море свирепствует, ярости полно:
          Оно поглотит ли твердыню мою?

          Скажите: чего мне бояться? Изгнанья?
          «Господня земля и живущие в ней!»
          Я мира блага презираю. – Страданья
          И скорби – души не смущают моей!

          Ужели бояться мне смерти?... мучений?
          Мне смерть – приобретенье; жизнь мне – Христос!
          Страшиться ли мне нищеты и лишений?
          Мой дух не трепещет подобных угроз!

          В сей мир ничего мы не вносим с собою;
          И можем ли что изнести из него?
          Одно есть сокровище вечно со мною,
          То – Слово Святое Христа моего!

          В нём крепость, отрада, покой человека;
          Будь мир весь в смятенье – я силен душой!
          «Аз с вами вся дни до скончания века»,
          Чего ж мне бояться: Христос ведь со мной!

          Пусть волны шумят, разгораются страсти,
          Пусть сильных неистовство гонит меня!
          Врагов не страшусь я! Все – в Божией власти!
          Да будет же, Господи, воля Твоя!

          Любовь нас связала и Божия воля:
          Недвижим сей Камень, сей вечен союз!
          Пусть будет, что будет: изгнанье, неволя;
          Со мною и с вами Христос Иисус!

          Пребудьте в молитвах! Гоните смущенье!
          Нам шлёт испытанье Небесный Отец!
          За веру, покорность, за подвиг терпенья
          Готовится в небе нетленный венец!

          * * *

1168. Человеколюбие включает справедливость.
/Вовенарг/
* * *

1169. Как только поступок объясняется сложным рассуждением, будь уверен, что поступок дурной. Решения совести прямы и просты.
* * *

1170. Обладание богатством есть школа гордости, жестокости, самодовольного невежества и разврата.
/Пюисьё/
* * *

1171. Мир – это какая-то игра, цель которой – образование и усиление души. Истинно есть только сознание и солнце его – любовь.
/По Амиелю/
* * *

1172. Ищите Бога в своём собственном сердце, вы не найдёте Его больше нигде.
/Алманзор дар Гафед/
* * *

1173. Сущность рабства заключается в предоставлении одному человеку власти брать труд другого, не вознаграждая его.
/Генри Джордж/
* * *

1174. Люди стремятся в жизни не к тому, чтобы делать то, что они считают хорошим, а к тому, чтобы называть как можно больше вещей своими.
* * *

1175. Надо верить в возможность счастья, чтобы быть счастливым.
* * *

1176. Мы не имеем никакого права быть недовольными этой жизнью. Если нам кажется, что мы недовольны ею, то это значит только то, что мы имеем основание быть недовольными собою.
* * *

1177. Есть требования души (совесть), которые важнее всяких удовольствий и дел.
* * *

1178. Важно то, что человек делает.
* * *

1179. Удовольствие так же важно, как и труд; оно – награда труда.
* * *

1180. Истинное и прочное соединение мужчины и женщины – только в духовном общении. Половое общение без духовного – источник страданий для обоих супругов.
* * *

1181. Женщина делает большое дело: рожает детей, но не рожает мыслей, это делает мужчина. Женщина всегда только следует тому, что внесено мужчиной и что уже распространено, и дальше распространяет. Так и мужчина только воспитывает детей, а не рожает.
* * *

1182. Принимая без рассуждения то, что он должен бы был разбирать своим разумом, человек в конце концов отвыкает от рассуждения и действительно подпадает проклятию сам и вводит в грех своих ближних. Спасение людей лишь в том, чтобы научиться мыслить самостоятельно, для того чтобы верно направлять свою мысль.
* * *

1183. Как верно то, что камень, брошенный кверху, не остаётся там, но возвращается на землю, так же верно и то, что, смотря по добрым или злым делам твоим, будет отмерено тебе исполнение желаний твоего сердца, в каком бы виде и в какой бы мир ты ни вступил.
/Сингалезское буддийское/
* * *

1184. Надменность ничего не может приобрести, так как предполагает, что уже всё имеет.
* * *

1185. Гордость защищает не только себя, но и все другие грехи человека, потому что она ненавидит укоризну и отталкивает лечение, она прячет и оправдывает грех. Сознание греха смиряющее человека, полезнее, чем доброе дело, раздувающее его гордость.
/Бакстер/
* * *

1186. Без правдивости не может быть добра; без доброты не может быть передаваема истина.
* * *

1187. Истина никогда яростно не ополчается против зла: её наглядность, очевидность и внутренняя мощь сильнее всего поражает зло.
/Торо/
* * *

1188. Знающий других людей умён; знающий самого себя – просвещён.
          Побеждающий других силён; побеждающий самого себя – могуществен.
          Тот же, кто умирая, знает, что он не уничтожается, - вечен.
/ЛаО-Тсе/
* * *

1189. Бесконечное совершенствование есть закон жизни, что всякая способность, всякая мысль, всякое стремление, вложенное в меня, должно иметь своё практическое развитие; что в нас есть мысли, стремления, далеко превосходящие возможности нашей земной жизни; что именно то, что в нас есть эти стремления и мы не можем проследить их происхождения от наших чувств, служит доказательством того, что они входят в нас из области, находящейся вне земли, и могут быть осуществлены только вне её; что ничто не погибает здесь на земле, кроме разных видов вещества, что думать, что мы умираем, потому что умирает наше тело, - всё равно что думать, что работник умер, потому что орудия его износились.
/Иосиф Мадзини/
* * *

1190. Все внешние изменения нашей жизни ничтожны в сравнении с теми изменениями, которые совершаются в наших мыслях.
* * *

1191. Для того чтобы могла произойти перемена в чувствах и поступках человека, должна произойти прежде всего перемена в его мыслях. Для того же, чтобы могла произойти перемена в мыслях, человеку необходимо сосредоточиться в сознании своей духовной природы и её требований.
* * *

1192. Каждая мысль, на которой останавливается человек, всё равно, выражает он её или нет, непременно или вредит, или помогает его жизни.
/Люси Малори/
* * *

1193. Мы все – только последствия того, что мы думаем.
/Будда/
* * *

1194. Разумное и нравственное всегда совпадают.
* * *

1195. При тяжелом душевном состоянии надо не сдаваться, не высказываться никому, кроме Бога. Важно молчать, перетерпеть. То страдания перейдут к другим и заставят их страдать, а то перегорят в тебе и помогут тебе возвыситься, приблизиться немного к совершенству.
* * *

1196. Добродетель и сила души укрепляются и совершенствуются в несчастии, в страданиях, в болезни. Поэтому вы не должны опасаться испытаний, которые могут пасть на вашу долю, но переносить их с твёрдостью. Каждое испытание более и более приближает вас к Богу.
* * *

1197. Человек должен не упрекать другого за его несообразности, не называть их глупостями, не говорить, что они нелепы, но, наоборот, должен предположить, что в основе их должно быть что-нибудь разумное, и стараться найти это. К этому присоединяются ещё дальнейшие обязанности: раскрыть те ложные представления, которые его обманули, и, таким образом, объяснив причину его заблуждения, поддержать его доверие к своему разуму.
/Кант/
* * *

1198. Разум один во всех людях. Общение людей основано на разуме. И поэтому для каждого человека обязательны требования единого для всех разума.
* * *

1199. Истинная любовь к Богу есть нравственное чувство, основанное на ясном понимании высшего совершенства. Так что любовь к Богу совпадает вполне с любовью к добродетели, справедливости, доброте.
/Чаннинг/
* * *

1200. Голос совести – голос Бога.
* * *