"Сентенции (2601 - 2787)".



2601. Питание молоком приводит к небесам.
* * *

2602. У Апостола названы пищею молоко – для младенцев и твёрдая пища – для совершенных; то под молоком разумеется оглашение, как бы первое питание души, а под твёрдою пищею созерцательное умозрение, которое есть самая плоть и кровь Слова, т.е. восприятие божественной силы и сущности.
* * *

2603. Пища и питье божественного Слова есть познание божественной сущности.
* * *

2604. «Первый день есть день зрения благ, второй есть желание прекрасной души; в третий же день ум видит духовное, когда мысленные очи отверзаются Учителем, воскресшим в третий день. Три дня можно бы понимать и в смысле таинства печати через которую получается вера в истинного Бога.
* * *

2605. Праведность, чтобы ничего не желать иметь больше, чем у другого. Праведность поэтому есть мир жизни и благосостояние.
* * *

2606. Наименования праведности и мира суть синонимы.
* * *

2607. Избрание есть дело человеческое, а поставление – дело Божие. Они выбираются за праведность; но сан пресвитерский сам по себе не сообщает праведности.
* * *

2608. Ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою.
* * *

2609. По многим причинам Писание скрывает внутренний свой смысл. Во-первых для того, чтобы мы тщательнее искали его и всегда бодрствовали над исследованием спасительного учения; во-вторых – во избежание злоупотреблений. «Поэтому святое учение пророков соблюдаемое для избранных из людей, допущенных по вере к ведению, прикрывается притчами. Приточный характер господствует в писаниях». «Притча есть речь от несобственного, но близкого к собственному, приводящая понимающего к истинному и собственному».
* * *

2610. Святые слова (sancta verba).
* * *

2611. Слово Божие всемогуще и называется различными именами и Он сам неисчислим по множеству сил, хотя, как всякая сила, Он один и тот же.
* * *

2612. Более великое дело восстановить, чем дать, так как более жаль потерять, чем совершенно не получить.
* * * 2613. Дисциплина управляет, а власть решает.
* * *

2614. Право (jus).
* * *

2615. Первая степень счастья не грешить, вторая сознавать грехи.
* * *

2616. Контекст речи: предъидущая и последующие мысли.
* * *

2617. Философия Платона, углубляя мысль в сущность вещей, возводя её к идеям, побуждая её к обобщениям, была философиею более идеи, чем формы, более созерцания в целом, чем анализа содержания понятий и образования путём такого анализа целого, одинаково развитого во всех своих частях.
* * *

2618. Философия Аристотеля, - философия логических форм, приучившей умы облекать идеи в твёрдые, устойчивые формы, разграничивать понятия, классифицировать их, вводить в область мысли внешний порядок, стройность, а в способе выражения – однообразие.
* * *

2619. Итак под иерархиею Дионисий Ареопагит разумеет совокупность всего освящающего, всего исходящего от Божественной Троицы, обожающего, уподобляющего человека Богу, вводящего в единение с Ним, доводящего человека до возможного совершенства, главным образом через созерцание. Продолжая далее развивать свои мысли, замечает: «что тем (существам бестелесным) даруется просто и совместно, то сообщается нам из божественных словес по мере восприемлемости в разнообразии и множестве отдельных символов. Ибо сущность нашей иерархии составляют богопреданныя слова. Эти слова суть писанныя и неписанныя, по преданию передаваемые от ума к уму, без писания. И это предано не в открытых понятиях, а в священных символах. «Первые вожди нашей иерархии, будучи исполнены сами божественного дара от сверхсущего Божественного начала… предали нам по священному установлению в чувственных образах пренебесное, и в разнообразии и множестве – соединенное единством, в человеческом – божественное, в материальном – нематериальное и в нашем – сверхсущее, в писанных и неписанных наставлениях и это не ради непосвященных только, которым не подобает касаться символов, но и потому, что у нас, как я сказал, иерархия, сообразно с нами самими, есть некоторым образом символическая, нуждающаяся в чувственном для божественного возведения нас от чувственного к духовному».
* * *

2620. Совершитель же всякому благому делу – Отец и Сын и Святый Дух.
* * *

2621. «Что есть истина?» вопрошал Пилат у Истины. Он не получил ответа, - потому не получил, что вопрос его был всуе. Живой Ответ стоял перед ним, но Пилат не видел в Истине её истинности. Предположим, что Господь не только своим вопившим молчанием, но и тихими словами ответил бы Римскому Прокуратору: «Я есмь Истина». Но и тогда, опять таки, вопрошавший остался бы без ответа, потому что не умел признать Истину за истину, не мог убедиться в подлинности её. Знание, в котором нуждался Пилат, знание, которого прежде всего не хватает у человечества, это есть знание условий достоверности.
   Что ж такое достоверность? Это – узнание собственной приметы истины, усмотрение в истине некоторого признака, который отличает её от неистинны. С психологической стороны таковое признание знаменует себя как невозмущаемое блаженство, как удовлетворенное алкание истины.
   Познаете Истину и Истина сделает вас свободными. От чего? – Свободными вообще от греха, - от всякого греха т.е., в области ведения, ото всего, что неистинно, что не соответствует истине. Достоверность соответствует подлинной действительности.
* * *

2622. Опыт – фактическое восприятие.
* * *

2623. Затем, поднявшись на новую ступень, обеспечив себе невозможность соскользнуть на рассудочную плоскость, я говорю себе: «Теперь я верю и надеюсь понять то, во что я верю. Теперь бесконечное и вечное я не превращу в конечное и временное, высшее единство не распадётся у меня на несовместимые моменты. Теперь я вижу, что вера моя есть источник высшего разумения, и что в ней рассудок получает себе глубину». Сперва мне казалось, будто я нечто «знаю»; после перелома стал «Верить». Теперь же знаю, потому что верю.
* * *

2624. Мы свободны выбрать, но мы должны решиться либо на то, либо на другое.
* * *

2625. Определить – это значит дать понятие.
* * *

2626. То же, что радует, - называется красотою, - любовь как предмет созерцания – есть красота.
* * *

2627. Любовь взаимная одна только и бывает условием едино-мыслия, единой мысли любящих друг друга, в противоположность с внешним отношением друг к другу, дающим не более, как подобно-мыслие, на котором основывается мирская жизнь, - наука, общественность, государственность и т.д.
* * *

2628. Мы говорим «любовь». Но, спрашивается, в чём же конкретно выражается эта духовная любовь? В преодолении границ самости, в выхождении из себя, - для чего нужно духовное общение друг с другом.
* * *

2629. Каковое подобно-сущие и составляет морализм, т.е. тщетную внутренне-безумную попытку человеческой, вне-божественной любви.
* * *

2630. Подымаясь над границами своей природы, Я выходит из временно-пространственной ограниченности и входит в вечность. Там весь процесс взаимоотношения любящих есть единый акт, в котором синтезируется бесконечный ряд, бесконечная серия отдельных моментов любви. Этот единый, вечный и бесконечный акт есть едино-сущие любящих в Боге, при чём Я является одним и тем же с другим Я и, вместе, отличным от него. Каждое Я есть не-Я, т.е. Ты, в силу отказа от себя ради другого, и – Я, в силу отказа от себя другого Я ради первого. Вместо отдельных, разрозненных, само-упорствующих Я получается двоица, - дву-единое существо, имеющее начало единства своего в Боге. Предел любви – да двое едино будут. Но, притом, каждое Я, как в зеркале, видит в образе Божием другого Я свой образ Божий.
   Эта двоица сущностью своею имеет любовь и, как конкретно-воплощённая любовь, она прекрасна для предметного созерцания. Если для первого Я исходною точкою едино-сущия бывает истина, а для второго, для Ты, - любовь, то у третьего Я, у Он, такою точкою опоры будет уже красота. В нём красота возбуждает любовь, а любовь даёт ведение истины.
* * *

2631. Ибо что не произвольно, то и непрочно. Добровольное же – и прочнее и надёжнее. Посему Бог определил, что не для нехотящих должно делать добро, но – благодетельствовать желающим.
* * *

2632. Итак, бытие истины не выводимо, а лишь показуемо в опыте: в опыте жизни познаём мы и своё бого-подобие и свою немощь; лишь опыт жизни открывает нам нашу личность и нашу духовную свободу.
* * *

2633. Рассудочная формула тогда и только тогда может быть превыше нападений жизни, если она всю жизнь вберёт в себя, со всем её много-образием и со всеми её наличными и имеющими быть противоречиями. Рассудочная формула может быть истиною тогда и только тогда, если она, так сказать, предусматривает все возражения на себя и отвечает на них. Но, чтобы предусмотреть все возражения, - надо взять не их именно конкретно, а предел их. Отсюда следует, что истина есть такое суждение, которое содержит в себе и предел всех отменений его, или, иначе, истина есть суждение само-противоречивое.
   Безусловность истины с формальной стороны в том и выражается, что она заранее подразумевает и принимает своё отрицание и отвечает на сомнение в своей истинности приятием в себя этого сомнения, и даже – в его пределе. Истина потому и есть истина, что не боится никаких оспариваний; а не боится их потому, что сама говорит против себя более, чем может сказать какое угодно отрицание, но это само-отрицание своё истина сочетает с утверждением. Для рассудка истина есть противоречие, и это противоречие делается явным, лишь только истина получает словесную формулировку. Каждое из противоречащих предложений содержится в суждении истины и потому наличность каждого из них доказуема с одинаковою степенью убедительности, - с необходимостью. Тезис и антитезис вместе образуют выражение истины. Другими словами, истина есть антиномия, и не может не быть таковою.
   Впрочем, она и не должна быть иною, ибо загодя можно утверждать, что познание истины требует духовной жизни и, следовательно, есть подвиг. А подвиг рассудка есть вера, т.е. само-отрешение. Акт само-отрешения рассудка и есть высказывание антиномии. Да и в самом деле, только антиномии и можно верить; всякое же суждение не-антиномичное просто признаётся или просто отвергается рассудком, ибо не превышает рубежа эгоистической обособленности его. Если бы истина была не-антиномична, то рассудок, всегда вращаясь в своей собственной области, не имел бы точки опоры, не видел бы объекта вне-рассудочного и, следовательно, не имел бы побуждения начать подвиг веры. Эта точка опоры – догмат. С догмата-то и начинается наше спасение, ибо только догмат, будучи антиномичным, не стесняет нашей свободы и даёт полное место доброхотной вере или лукавому неверию. Ведь никого нельзя заставить верить, как никого же нельзя и заставлять не верить: по слову бл. Августина,- «никто не верует иначе как доброхотно».
* * *

2634. Но связная полнота есть лишь чаяние. Её даст только Тот, Кто омоет всю скверну с твари, - Дух Святой. Духом постигаются догматы, в Нём – полнота разумения.
* * *

2635. Целомудрие – это простота, т.е. органическое единство, или, опять таки, цельность личности: «доступен и гостеприимен должен быть дух человека, готов к благоговению и благодарности, весь – улегчённый слух и «чистое», «простое» око. Противоположностью цело-мудрию является состояние развращённости, раз-врата, т.е. раз-вороченности души: целина личности разворочена, внутренние слои жизни (которым надлежит быть сокровенными даже для самого Я – таков по преимуществу пол -), они вывернуты наружу, а то, что должно быть открытым, - открытость души, т.е. искренность, непосредственность, мотивы поступков -, это-то и запрятывается внутрь, делая личность скрытною. Жизнь личности совершается не «по чину», и в ней – всё не на месте.
   Развращённый человек – как бы вывороченный наизнанку человек, - человек, кажущий изнанку души и прячущий лицо её. Глаза такового избегают встречного взгляда, но уста извергают гнилое слово. Он трусит, как бы не узнали его слабости, а сам бесстыдно выставляет постыднейшее.
   Стыд – это указатель, что, - хотя и законное и Богом данное -, но должно таиться внутри, и что – быть обнажённым. Но когда стыдливости нет, тогда является бес-стыдство и цинизм, - казание сокровенного и прятанье показуемого. Подъём на вершину сознания всего того, чему прилично быть в полумраке под-сознательной области, или, - что то же -, нисхождение сознания в таинственный сумрак корней бытия, Хамовское и хамское высматривание наготы родительства, - это и есть тот вывих душевной жизни, который именуется развращённостью.
* * *

2636. А что такое растленность? – Да – всё то же. «Тло» значит «дно, исподь, основание как плоскость», так, говорится о «тле улья», «тле коробьи»; так, на тамбовском наречии обыкновенно выражение «до тла сгореть», т.е. до чиста, до основания.
* * *

2637. Как состояние противоположное целомудрию, растление делает человека нецеломудренным, т.е. лишает ум его целостности, его единства и ввергает в состояние мучительной неустойчивости.
   Грех – сам в себе неустойчив. Единство нечистоты – мнимо, и призрачность этого лже-единства обнаруживается, лишь только оно вынуждается стать лицом к лицу с Добром. Нечисть едина – пока нет Чистого, но от одного только приближения Чистого скидывается с неё личина единства.
* * *

2638. По этому именно типу совершается и вообще изгнание нечисти. Заклинательная молитва именем Господа заставляет её, призрачную личность распасться на дробность, на «легион» демонических состояний, из коих каждое, опять таки выдаёт себя за личность; заклинание обличает мнимость того единства, которое хочет основываться не на едино-сущии Пресвятой Троицы, а на подобно-сущии само-утверждения.
* * *

2639. К человеку, который никогда не готов, всегда только вертится («шегутится») у дела, берясь за него, но не ухватывая его надлежащим образом.
* * *

2640. Память есть деятельность мыслительного усвоения, т.е. творческое воссоздание из представлений, - того, что открывается мистическим опытом в Вечности, или, иначе говоря, создание во Времени символов Вечности. Мы «помним» вовсе не психологические элементы, а мистические, ибо психологические потому-то и психологичны, что во Времени происходят и со Временем безвозвратно утекают. «Повторить» психологический элемент так же невозможно, как невозможно повторить то время, с которым он непрерывно связан: жизнь психологического элемента – по существу жизнь едино-моментная. Но можно снова коснуться над Временем стоящей и раз уже пережитой мистической реальности, лежавшей в основе одного представления, ныне утекшего, и имеющего лечь в основу другого, наступающего и родственного первому по единству мистического содержания. Память всегда имеет значение трансцендентальное, и в ней мы не можем не видеть нашего над-временного естества. Ведь очевидно, что если о некотором представлении мы говорим как о воспоминании, т.е. как о чём-то прошедшем, то эта «прошедшесть» дана нам, и дана теперь, в том «настоящем», когда мы говорим. Другими словами, прошедший момент Времени должен быть дан не только как прошедший, но и сейчас, как настоящий, т.е. всё Время дано мне, как некое «сейчас», почему сам я, смотрящий на всё Время, зараз мне данное, - сам я стою над Временем.
* * *

2641. Память есть символо-творчество. Помещаемые в прошедшее эти символы, в плоскости эмпирии, именуются воспоминаниями; относимые к настоящему они называются воображением; а располагаемые в будущем – считаются предвидением и предведением. Но и прошедшее, и настоящее, и будущее, - чтобы сейчас быть местом для символов мистического, должны сами переживаться, хотя и как разновременные, но зараз, т.е. под углом Вечности во всех трёх направлениях памяти деятельность мысли излагает Вечность на языке Времени; акт этого высказывания и есть память. Сверх-временной субъект познания, общаясь со сверх-временным же объектом, это своё общение развёртывает во Времени: это и есть память.
* * *

2642. «Из глубины воззвах к Тебе Господи. Господи, услыши глас мой!..»
* * *

2643. «Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего святого не отыми от мене».
* * *

2644.
«Волна и камень
стихи и проза, лёд и пламень
не столь различны меж собой».
* * *

2645. Доброе «о себе» есть вечно-прекрасный объект созерцания для другого, часть другого, поскольку это другое добро и для себя, т.е. следовательно, способно созерцать чужое добро. Ведь любящий претворяет в себя всё то, что он любит, а ненавидящий лишается и того, что имеет. Любимый принадлежит любящему; но ненавидящий и сам себе не принадлежит. «Сберегший душу свою потеряет её, а потерявший душу свою ради Меня сбережёт её (Мф. 10, 39)».
   Всё сказанное – не более как перевод на онтологический язык «притчи о талантах». «Талант» - это Бого-дарованное каждому из людей духовное творчество собственной личности, или «образ Божий». Как усилие, приложенное к капиталу, растить его, так же – и относительно образа Божия. Но как рост капитала зависит от размеров той деятельности, которую проявит владетель, и потому было бы бесцельно давать ему в руки капитал, которого он не использует, так же – рост души; «тип возрастания» у каждого – свой, и потому, сообразно этому «типу», каждому даётся соответственный духовный капитал. Сообразно имеющему быть жизненному раскрытию образа Божия, сообразно своему «типу» духовного возрастания и преуспеяния, каждый получает от Бога свои таланты: кому даётся один талант, кому – два, кому – пять, - каждому по его силе, по его способности, по его мочи и святым даром своим Бог не хочет насиловать человека, дабы не возложить на плечи его «бремен тяжких и неудобоносимых (Мф. 24, 4; Лк.11, 46)».
   Получивший пять талантов приобрёл на них ещё другие пять; получивший два – ещё другие два. Но, что же значат эти слова притчи. Если таланты – образ Божий, то как же человек, своим усилием, своим творчеством, может придать себе ещё богообразного бытия, даже удвоить свой образ Божий? – Разумеется, во власти человека – не сотворить его, но лишь усвоить, подобно тому как живая сила организма не творит своего питания, но лишь усваивает его. Человек не создаёт прирост своей личности, но усваивает его, через приятие в себя образов Божьих других людей. Любовь, посредством которой каждый обогащает и ростит себя, впитывая в себя другого. Каким же образом? – Через отдачу себя. Но получает человек по мере того, как отдаёт себя; и, когда в любви всецело отдаёт себя, тогда получает себя же, но обоснованным, утверждённым, углублённым в другом, т.е. удваивает своё бытие.
* * *

2646. Никому не бывает «Ты» тот, для кого никто – не «Ты».
* * *

2647. Все силы отрезанного покаянием греха смыкаются на себя. Вот почему, святые отцы неоднократно указывали, что признаком действенности таинства покаяния служит уничтожение притягающей силы прощённого греха: таинством истребляется прошлое.
   «Всякое греховное падение кладёт известную печать на душу человека, так или иначе влияет на её устроение, - пишет один знаток аскетики. Сумма греховных действий составляет, таким образом, некоторое прошлое человека, которое влияет на его поведение в настоящем, влечёт его к тем или другим действиям. Таинственно-свободный переворот в том и состоит, что нить жизни человека как бы прерывается, и образовавшееся у него греховное прошлое теряет свою определяющую силу, как бы выбрасывается из души, становится чуждым для человека. Грех не забывается и не вменяется человеку в силу каких-нибудь посторонних для человека причин, - грех в полном смысле удаляется от человека, уничтожается в нём, перестаёт быть частью его внутреннего содержания и относится к тому прошлому, которое пережито и зачеркнуто благодатью в момент переворота, которое, таким образом, с настоящим человека не имеет ничего общего».
* * *

2648. Мысль – самостоятельный центр действий.
* * *

2649. Слово, в широком смысле, есть то, чем возбуждаются движения во-вне, слово – орудие души.
* * *

2650. Изо всех слов наиболее – учитываемое значение имеет слово, связанное с логическим содержанием.
* * *

2651. Дело человека выстаивает пред пламенными очами Всевидящего Судии (Откр.2, 18), оказывается подлинно-ценным, если оно построено из веры, надежды и любви, - главным образом, - из последней. Вся эмпирическая личность христианина должна быть соткана из веры, надежды, любви, и само христианское общество должно быть овеществленною триадою добродетелей.
* * *

2652. Только бы нам и одетым не оказаться нагими.
* * *

2653. Кто подошёл к слову Божию, - ничто иное, как записанный; если не надлежаще состязался, - побивается бичами, которыми секутся те, кто не записан в начале; а если сражался ловко для избежания ударов и наказаний, то не только от обиды будет освобождён, но примет нетленный венок славы.
/Ориген/
* * *

2654. Ведь не посты и другие труды телесные, не слёзы и не добрые дела – благо подвижника, а восстановленная в целости, т.е. уцеломудренная личность. «Ничто, - говорит св. Мефодий -, ничто не зло по природе, но по способу пользования делается злым злое.
   Нет в человеке никакой реальности, которая была бы злом; но ложное употребление сил и способностей, т.е. извращение порядка реальности, есть зло.
   Зло есть не что иное, как духовное искривление, а грех – всё то, что ведёт к таковому.
* * *

2655. Целомудрие - определяется как чистота сердца.
* * *

2656. Очищение сердца даёт общение с Богом, а общение с Богом выпрямляет и устрояет всю личность подвижника.
* * *

2657. Он – во всём иной, он – инок.
* * *

2658. Связь с богами, re-ligio.
* * *

2659. Гнушаться и раздражаться ничем не должно, - даже самим собою и своими слабостями. Благодушие, не исключающее, впрочем, иногда и святого гнева, но без раздражения, без нервности, без истерических выходок, - таково ровное и себе равное настроение подвижника. Мерно и мирно живёт он, как солнце проходя подвиг свой.
* * *

2660. Только с высоты оценивается высота; горы растут в глазах по мере подъёма на противоположную вершину.
* * *

2661. И…только ветер входил гостем со мною.
* * *

2662. Речь веры – совсем не та, что речь богословия, и своё знание догматической истины вера облекает в символическую одежду, в образный язык, последовательными противоречиями прикрывающий высшую истинность и глубину созерцания.
* * *

2663. Но года ли делают святым святое?
* * *

2664. И всех тех, кто хотел по-плотски мыслить о духовном.
* * *

2665. В сущности же, мы хотим говорить лишь то, что имеется в нашем переживании и что единственно важно для нас.
* * *

2666. Целомудрием души, простотою, позволяющею быть кротким, незлобивым и чистым, - дающею силы совершать подвиги без колебаний и сомнений, но и без внутреннего самоутверждения, само-превознесения и самолюбия. Эта величайшая и коренная добродетель достигается через само-углубление, или покаяние.
* * *

2667. Аскетическое обоснование духовной жизни: Вера, Воздержание, Простота, Невинность, Скромность, Знание, Любовь.
* * *

2668. Старинное русское товар т.е. товарищ – означает, собственно, защита, защитник. Русское старинное товар, товары, т.е. лагерь, воинский стан, значит, собственно, защита.
* * *

2669. Во всяком случае, по существу, брат есть братель бремени.
* * *

2670. Для всяких скорбей находятся слова, но потеря друга и близкого – выше слов: тут – предел скорби, тут какой-то нравственный обморок.
* * *

2671. Семь – число полноты, завершённости, законченности, предела.
* * *

2672. За моментом эроса, в Платоновском значении слова, открывается в душе любовь, - высшая точка земли и мост к небу. Постоянно являя в лице любимого отблеск первозданной красоты, она снимает, хотя предварительно и условно, грани самостного от-особления, которое есть одиночество. В друге, в этом другом Я любящего, он находит источник надежды на победу и символ грядущего. И тут ему даётся предварительное едино-сущие и, следовательно, предварительное ведение Истины. На эту-то вершину человеческого чувства и спускается небесная благодать той любви. Но, чтобы ясно представлять оттенки упоминаемых здесь понятий, необходимо вникнуть в содержание имеющихся на лицо греческих глаголов любви: язык одних только эллинов выражает непосредственно эти оттенки.
   Четыре глагола любви существуют в греческом языке для запечатления в слове различных сторон чувства любви: 1, 2, 3, 4.
   1. Значит направлять на предмет всецелостное чувство, отдаваться предмету, для него чувствовать и воспринимать. Глагол этот относится к любви страсти, к ревностному и даже чувственному желанию. Отсюда, эрос есть общее выражение для любви и её пафоса, а также - для любовного желания.
   2. Более всего подходит к нашему "любить" в его общем значении. Оттенок, выражаемый этим глаголом любви, есть внутренняя склонность к лицу, выросшая из задушевной общности и близости, и поэтому он относится к каждому виду любви лиц, стоящих в каких-либо внутренне-близких отношениях. В частности этот глагол означает внешнее выражение этой внутренней близости, целовать. Как находящее своё удовлетворение в самой близости любящих, этот глагол включает в себя момент довольства, само-насыщенности; по объяснению древних лексикографов, он значит - быть удовлетворённым чем, ничего более не искать. Но, с другой стороны, как чувство естественно-развивающееся, оно не имеет никакого морального или, точнее, моралистического оттенка. Оно означает дружественное отношение, нежное выражение любви, которое относится ко внутреннему расположению любящих. В частности - поцелуй.
   3. Означает не страстную любовь или склонность к лицу или вещи, не позыв к объекту, определяющему наше стремление, а спокойное и непрерывное чувство в глуби любящего, так что, в силу этого чувства, любящий признаёт объект любви близкопринадлежащим ему, тесно с ним связанным и в этом признании обретает душевный мир; оно относится к органической, родовой связи, нерасторгаемой, в силу этой прирождённости, даже злом. Такова нежная, спокойная и уверенная любовь родителей к детям, мужа к жене, гражданина к отечеству.
   4. Указывает на любовь рассудочную, основывающуюся на оценке любимого и потому не страстную, не горячую и не нежную. Относительно этой любви мы можем дать себе отчёт в рассудке, потому что в ней менее ощущений, привычек или непосредственной склонности, нежели убеждений. В общем слово-употреблении глаголов любви, она есть речение наислабейшее и ближе всего подходящее к нашему ценить, уважать. И, чем более получает места рассудок, тем более слабнет сторона чувства. Тогда она может значит даже "ценить правильно, не переоценивать". Так как оценка есть сравнение, выбор, то она включает в себя понятие свободного, избирающего направления воли.

   Соотношение четырёх глаголов любви таково: глагол 4 во многом сходствует с 2, но, как относящийся к рассудочно-моральной стороне душевной жизни, он не включает в себя идеи об охотном, непосредственно из сердца идущем действии, которое выявляло бы внутреннюю склонность; 4 лишено усвоенных 2 оттенков "делать охотно", "лобызать" (поцелуй и есть одно из таких "охотных" непосредственных выражений чувства), обвыкнуть делать. Быть же любимым - значит быть ценимым самому через себя", т.е. быть ценимым не по каким-нибудь внешним для самого любимого причинам, а именно из-за него самого.
   Таким образом, 2 есть склонность, соединённая с самим любимым лицом и вызванная близкою совместною жизнью и единством во многих вещах; 4 же не есть склонность, соединённая с самим лицом, а скорее - с его признаками, с его свойствами, и потому - склонность несколько безличная, абстрактная. Первый даёт себе отчёт в своей склонности, рассчитывает и взвешивает; у второго же она раскрывается непосредственно, любезна ему. Поэтому 4 окрашивается морально, а 2 не принимает никакой моральной окраски: 2 ведь означает любовь естественной склонности, первоначально не свободную любовь, amore, а 4 - любовь, как направление воли, определяемой рассудком.
   Что касается до отношения 2 к 1, то они тоже во многом сходственны по содержанию, но только 1 относится к аффективной, чувственной и патологической стороне любви, а 2 - ко внутренней проникновенности и близости.
   Наконец, 3 обозначает не вспыхнувшую страсть, эрос, и не возникшую личную склонность к человеку - 2, и не тёплую оценку его качеств - 4, - одним словом, не чувство возникающее у человека, как особливой личности, а от природы присущие человеку, как члену рода, приверженность, нежность и обходительность в отношении лиц, с которыми существуют бытовые, корневые, под-личные связи: 3 есть чувство, по преимуществу, родовое, тогда как прочие т.е. эрос, 2, 4 - личны.

   Подводя итог, в 2 можно отметить следующие черты:
   а) - непосредственность происхождения, основанного на личном соприкосновении, но не обусловленного одними лишь органическими связями, - естественность.
   б) - проникновенность в самого человека, а не только оценка его качеств.
   в) - тихий, задушевный, нерассудочный характер чувства, но в то же время и не страстный, не импульсивный, не безудержный, не слепой и не бурный.
   г) - близость и, при том, личная, нутряная.

   Итак, греческий язык различает четыре направления в любви: стремительный, порывистый эрос, или любовь ощущения, страсть; нежную, органическую 3 или любовь родовую, привязанность; суховатую, рассудочную 4 или любовь оценки, уважение; задушевную, искреннюю 2 или любовь внутренняго признания, личного прозрения, приязнь.
* * *

2673. И мощь и трудность службы – не в фейерверочно - вспыхивающем подвиге минуты, а в неизменно – теплящемся терпении жизни. Это – тихое пламя елея, а не взрыв газа. Героизм – всегда лишь украшение, а не суть жизни, и, как украшение, он непременно имеет свою законную долю рисовки. Но, становясь на место жизни, он неизбежно вырождается в грим, в более или менее правдоподобную позу. Самый непосредственный героизм – в дружбе, в пафосе её, но и тут героизм – лишь цветок дружбы, а не стебель и не корень её. Героическое расточает, а не собирает; оно всегда живёт за счёт другого, питается соками, добытыми житейскостью. Тут, во тьме житейскости, кроются тончайшие и нежнейшие корни дружбы, добывающие истинную жизнь и сами не видные ничьему взору, порою даже не подозреваемые никем. Но они питают данную в настоящем жизнь, а раскрывшийся цветок героизма, если не будет пустоцветом, произведёт лишь семя другой, будущей дружбы.
* * *

2674. Но нельзя обмануть повседневною жизнью.
* * *

2675.
Что же есть дружба? – Созерцание Себя через Друга в Боге.
Дружба – это видение себя глазами другого, но перед лицом третьего, и именно Третьего.
* * *

2676. Глагол целоваться означает приведение друзей в состояние целостности, единства. Поцелуй – духовное объединение целующих друг друга лиц.
* * *

2677. Друг по-милу хорош, а не по-хорошу мил.
* * *

2678. Не понятным актом избрания личность сделана единственной, призвана к высокому, к царственному сану «Ты». Она согласилась на это избрание. Она сказала «Да» и возложила на себя венец величия. Чего же теперь Я хочет? Только одного: того, чего восхотело, - любви своей. Я утверждает акт любви своей как вечный по ценности и, значит, требует его пребываемости, его неотменности. Это внутреннее утверждение выражает себя как рвение или ревность воплотить во времени свой вечный акт избрания любимого Ты. Я желает, чтобы Ты не мешало ему в его любви, т.е. чтобы оно в отношении к нему действительно было Ты. Пусть любимое Ты ведёт себя, как единственное; пусть не сходит со своего пьедестала выделенности, обособленности, избранничества. Это ничего, если избранное Ты будет самым заурядным в толпе и для толпы. Но для Я, для избравшего, оно должно быть именно Ты, и – ничем, кроме как Ты: иначе невозможна самая любовь, иначе не может воплотиться во времени самый акт избрания. Иначе «время» любви не будет «подвижным образом вечности», избрания. Ты, в отношении Я, должно и вести себя как Ты, а не как один из многих, - должно быть в венце царском, а не в ночном колпаке. Сознание необходимости этого от Ты для самой возможности любви влечёт за собою желание осуществить это избранничество и, затем, утвердить и охранить его. Всё это вместе и будет ревностью.
   А если Ты не захочет этого? Если оно упорно нарушает сан свой и высокое положение, свободно им принятые? Если оно, сказав «Да» на предложение ему новой сущности, - Ты - , если оно, по легкомыслию, или по упрямству, или по недостатку искренности в принятом на себя высоком жребии, своей жизнью показывает, что для него Я – не Я? Если, желая быть Ты, оно не хочет признавать Я за Я? – Тогда Я не может и не должно оставаться без противо-действия. Это противодействие есть проявление ревности, - ревности к своей любви, т.е. заботы о непорочности, о подлинности, наконец, о сохранении своей любви. Требование этого от Ты во имя самой возможности любви влечёт за собою желание осуществить это избранничество, утвердить и оградить его. Всё это, вместе, - повторяю и будет ревностью. Что-нибудь одно. Или Ты должно признать это противо-действие себе, эту борьбу за любовь, эту ревность – и измениться, или же оно должно отказаться от сана своего, признать себя только заурядным, вернуться с престола в серую толпу, из торжества – в будничную обстановку.
* * *

2679. Ведь любовь имеет корнем своим святыню души и возможна лишь постольку, поскольку жива эта святыня.
* * *

2680. «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас (Мф.7, 6)».
   Как бы поясняя это изречение, преп. Серафим Саровский учит нас: «Что есть лучшего в сердце, - то мы без надобности не должны обнаруживать; не всем открывай тайны сердца твоего».
* * *

2681. Смерть – это мгновенное время, а Время – длительная смерть.
* * *

2682. Мысли суть «советы сердечные (Кор.4, 5)».
* * *

2683. Голубизна, как известно, символизирует воздух, небо и, отсюда, - присутствие Божества в мире через его творчество, через его силы.
* * *

2684. Голубой цвет – символ духовной чистоты и целомудрия.
* * *

2685. Мирской язык – profane.
* * *

2686. В геральдике голубой цвет означает целомудрие, законность, верность и, как следствие сего, - достойную репутацию.
* * *

2687. На веки в радости за день подвига на земле.
* * *

2688. Stabilis Veritas – устойчивая, недвижимая Истина.
* * *

2689. Слово «аминь», употребляемое как утверждение известного, только что высказанного содержания мысли, указывает на веру в силу слова, в творчество словом, в реальность слова.
* * *

2690. Это не метафора, ибо, если всякое художество есть преобразование того или другого вещества, вложение в него нового образа высшего порядка, то в чём ином состоит духовное делание, как ни в преобразовании всего существа человеческого?
* * *

2691. Примечательное различение понятий верить и веровать находим в Д.А.Хомяков, - Православие , как начало просветительное, бытовое, личное и общественное, М., 1907г., с.95-96: «В русском языке есть два слова, происходящие из одного корня, выражающие одно понятие, но передающие два оттенка такового, которые ускользают во всех других (по крайней мере арийских) языках, и которые имеют громадное значение для точного выражения отношений человека к Церкви видимой и невидимой. Эти слова суть: «верю» и «верую». Им соответствуют существительные вера и верование. Принадлежность к Церкви невидимой определяется обладанием веры; Церковь же видимая требует только «веровать». «Верую во единого Бога Отца» и т.д. Не говорится – верю, ибо, в сущности, человек про себя не может никогда сказать, что он верит». «Только по-русски выходит вполне понятно евангельское «верую, Господи, помози моему неверию!». Первое «отец» мог сказать о себе, тогда как о вере он мог лишь молить, чтобы она была ему дарована».
   «Верой истинной обладает Церковь мистическая; Церковь же земная, видимая, имеет и требует лишь верование, потому, конечно, что она не имеет средств судить о вере, ведомой только одному Богу».
* * *

2692. Рациональное значение, как подчинение понимаемого – законам рассудка.
* * *

2693. Путь непрерывен, и никто не может сказать, далее чего не зайдёт он, что для него «решительно невозможно». Лишь только сняты препоны, положенные внешнею жизнью на зародыши зла, как эти последние произрощают богатые пажити, если только нет истребляющей грех благодати.
* * *

2694. Чтобы не быть без-опорным, необходимо укрепить «ум» свой, душу свою в этой крепкой Истине; иначе – неизбежно геенское кружение помыслов.
* * *

2695. Легенда не ошибается, как ошибаются историки, ибо легенда – это очищенная и в горниле времени от всего случайного, просветлённая художественно до идеи, возведённая в тип сама действительность.
* * *

2696. Критическое издание древнего текста отличается тем, что в нём используется не одна рукопись (как это делалось мавринианами и аббатом Минем), а по возможности все рукописи, содержащие данный памятник, то есть устанавливается наиболее надёжный текст, близкий к авторскому оригиналу.
* * *

2697. Чтобы всякое дело было твердо и несомненно.
* * *

2698. Дабы «успех твой был для всех очевиден» и «вы бы имели пользу в Нём».
* * *

2699. В учении о Церкви (экклесиология).
* * *

2700. Апологетов (то есть защитников) христианства.
* * *

2701. Синкретизмом (сосуществованием многих верований).
* * *

2702. Перевод Семидесяти толковников – Септуагинта.
* * *

2703. Аминь – еврейское слово, значит: да будет.
* * *

2704. Евхаристиею (благодарением).
* * *

2705. Мы никогда не вмешиваемся в общественные дела: весь мир есть наша республика.
* * *

2706. «Исповедники», то есть люди, подвергшиеся гонениям и открыто исповедавшие свою веру. Они открыто выразили готовность умереть за веру, но в силу обстоятельств не умерли.
* * *

2707. Метод экзегезы (толкования).
* * *

2708. Харизматиков (людей, наделённых духовными дарами).
* * *

2709. Экзегетические сочинения (толкования и комментарии).
* * *

2710. Так же как человеку, не обладающему музыкальным слухом и не понимающему теории музыкального созвучия, представляется, что различные струны псалтыри или лиры, производя различные, явно несходные звуки, по причине этого несходства звучат негармонично, так же и те, кто не умеют различить божественную гармонию в Священном Писании, видят несоответствие между Ветхим Заветом и Новым, или между Пророками и Законом, или между Евангелиями, или же между Апостолом (Павлом) и Евангелием, или, наконец, между ним и другими апостолами. Но когда приходит человек, обученный музыке Божией, человек, искусный делом и словом и потому названный Давидом, - имя, обозначающее «умелая рука», - этот человек вызывает к жизни звук музыки Божией, ибо он владеет искусством вовремя ударять по струнам Закона, то в созвучии с ними по струнам Евангелия, то по струнам Пророчества, а когда требуют обстоятельства, и по апостольским струнам, в созвучии с Пророками или же Евангелием. Ибо ему известно, что всё Писание есть в совершенстве настроенный божественный инструмент, и он производит на нём различные ноты одной мелодии спасения для тех, кто желает учиться, мелодии смиряющей и останавливающей всякое действие злого духа, подобно тому, как игра Давида усмиряла злого духа, душившего Саула.
/Ориген. Комментарий на Мф.2/
* * *

2711. Проповедью, или киригмой, называлось учение относительно всего остального – морали, Священного Писания, духовной жизни, включая так же и формальное вероучение, которое называется «догмой» в современном богословии. Киригма провозглашалась вне Церкви и была доступна всем.
* * *

2712. Дух Святой всегда приходит лично к каждому из нас.
* * *

2713. Беседы, или проповеди (гомилии).
* * *

2714. «Начало», архи, имеющего два основных значения в греческом языке: «начало во времени» и «начало как основополагающий принцип».
* * *

2715. Обобщает (в святоотеческой терминологии – рекапитулирует).
* * *

2716. «нереальные образы» (фантасма).
* * *

2717. Но и каждым коленопреклонением и вставанием от земли на самом деле показываем, что через грех пали мы на землю и человеколюбием Сотворившего нас воззваны на небо.
* * *

2718. Для философов Бог – понятие, доступное человеческому разуму и потому определимое. Однако любое положительное утверждение о Боге ограничивает Его и по сути дела ведёт к идолопоклонству.
   Сущность Бога превосходит всё наше понимание, но встреча с Ним возможна, потому что Он – Личность и Его личное присутствие в мире и в нашей жизни мы ощущаем и признаём.
* * *

2719. Средний западный христианин (в особенности протестант) рассуждает как раз наоборот: он верует в Бога вообще, но утверждение Его троичности как Отца, Сына и Духа считает ненужным умствованием и пережитком прошлого. Такое понимание Бога как небесного Отца или «Бога вообще» называется деизмом, и оно зародилось на западе в XIII веке с развитием рационалистической мысли и гуманизма.
* * *

2720. Ни мало не будем препираться об именах, пока слова ведут к одной и той же мысли.
* * *

2721. Имя Адам – общее, собирательное, в переводе с еврейского означающее просто человек. Адам не отдельная личность, а всё человечество.
* * *

2722. Благодатью Божией всё устроено так, что каждый человек участвует в духовном росте согласно своему выбору, в соответствии со своей свободной волей, трудом и усилием, пропорционально вере и рвению… Таким образом, вечная жизнь наследуется по благодати, но также и по всей справедливости, поскольку продвижение вперёд достигается не только лишь божественной благодатью и властью, но и человеческим сотрудничеством (синергией) и усилием; равным образом совершенное исполнение Божией воли и полная мера всей свободы и чистоты будут достигнуты не только человеческой властью, усилием и крепостью, но и сотрудничеством и помощью Духа Святого.
/Макарий Египетский/
* * *

2723. Макарий твёрдо уверен в личном характере христианской веры. Знать Бога можно лишь на уровне личного опыта.
* * *

2724. Церковь никогда не верила в таинства как магию: в каждом случае необходимо свободное восприятие благодати человеком, а следовательно, его готовность и достоинство.
* * *

2725. Сотериологическое (спасительное). Богострадания (теопасхизма).
* * *

2726. Результатом явилась знаменитая халкидонская формула, так называемый орос, замечательный своей умеренностью и сбалансированностью, - типичный продукт хорошо организованного заседания.
* * *

2727. Слова аподиктические (доказательные).
* * *

2728. С момента Воплощения Бога не следует искать вовне – Он находится внутри нас.
* * *

2729. Преподобный Максим Исповедник учил, что во Христе присутствуют два естества и две энергии. В Нём человеческая и божественная природы соединились ипостасно, но сохранили каждая свои свойства (энергию и волю). Поэтому, соединяясь со Христом (то есть с Его единосущным нам человечеством), мы причащаемся Его божественной энергии (но не Его божественной природе), пронизывающей Его человеческую природу.
* * *

2730. Учительные мысли, - о надежде на Бога и прославление Его.
* * *

2731.
В 1054г. Произошло отделение Западной Церкви от Восточной.
В 1517г. Западное христианство раскололось на два враждебных лагеря: католиков и протестантов.
* * *

2732. Знать о Боге и знать Бога, как известно, - различные вещи.
* * *

2733. Видение – совне (чувственно), ведение – внутри (мыслимо).
/И.Черных/
* * *

2734. Любовь есть совокупность совершенства (Кол.3, 14) и цель всего благовестия (1Тим.1, 5).
* * *

2735. Действие Божественной любви воспринимается разумными существами различно, в зависимости от состояния их воли.
* * *

2736. Различие вводит противоборство.
* * *

2737. Апория – греч., неразрешимое противоречие. Блюститель (по греч. Епископ). Аллегория (иносказание). Синергизм (взаимодействие). Анагност (церковный чтец).
* * *

2738. О Пресвятая Владычице моя Богородице, вся Небесныя Силы святых Ангел и Архангел и вси святи, помилуйте мя, помозите мне в жизни сей, во исходе души моея и в Будущем Веце. Аминь.
* * *

2739. Подлинное величие человека не в том, что его объединяет с тварью, а в том, что его роднит с Богом.
* * *

2740. Энергия ума есть мысль и интуиция, которые не должны смешиваться с умом, из которого происходят, хотя и не могут рассматриваться как совершенно различные от разума, ибо они есть обнаружение ума.
* * *

2741. Зло не существует как самостоятельная природа, но есть определённое состояние разумной природы, точнее, извращённое состояние воли разумных существ.
* * *

2742. Знание равное всеведению Бога – гордость.
* * *

2743. Естественнее представить себе дело так, что душу, в смысле жизненного начала, одушевляющего тело, - духовную природу – мы получаем от родителей в момент зачатия тела, но личность и индивидуальность, в смысле качественного сочетания духовных сил и способностей, мы получаем от Бога. Таким образом, души по своей природе не творятся в каждом отдельном случае Богом, а происходят от душ родителей. Сила продолжения рода, данная людям благословением Божиим: раститеся и множитеся, - дарована им для воспроизведения подобных себе не только по телу, но и по душе. Однако каждая душа не есть только простое повторение или сложение предшествующих личностей. Она есть новая, неповторимая личность, новая форма образа Божия. Отсюда величайшая ценность каждой души. Каждая душа, пришедшая в мир сей, получает особое благословение Божие. Духовная природа у всех людей одинакова, но качественные сочетания духовных сил и способностей, которые характеризуют личность, различны, и это последнее есть дар Божий.
* * *

2744. Воля человека ожесточается во грехе.
* * *

2745. Страдание является расплатой за удовольствие, доставляемое грехом.
* * *

2746. Не говори: злая случайность или недобрый час. Это слова людей невежественных. Только по нашей духовной слепоте мы не можем во всём уразумевать Промысл Божий.
* * *

2747. В.Лосский отмечает, что в православной аскетике имеются специальные термины для обозначения различных воздействий, оказываемых духами злобы на душу человека. Это «помыслы», или образы, подымающиеся из низших областей души, из подсознания, затем – «прилог», не то чтобы «искушение», а наличие посторонней мысли, пришедшей извне и введённой враждебной волей в сознание. «Это не грех, - говорит Марк Подвижник, - но свидетельство нашей свободы». Грех начинается лишь при «сочетании», при прикреплении ума к привходящей мысли или образу, или, вернее, он – некоторый интерес или внимание, указывающее уже на начало согласия с вражеской волей, ибо зло всегда предполагает свободу, иначе оно было бы лишь насилием, овладевающим человеком извне.
* * *

2748. Но это только ответ на хитросплетённую задачу.
* * *

2749. Ибо что кроме истины познаётся, то заблуждение, а не знание.
* * *

2750. И будета оба, сказано, в плоть едину; а единая плоть да имеет и одинаковую честь.
* * *

2751. Но хотя приговор так ясен и Изрекший не лжив, однакож убеждённых немного.
* * *

2752. Не был он ни лукавым, ни льстивым человеком.
* * *

2753. Но тебе оставляя меру и предел необходимых ощущений души.
* * *

2754. Здесь укрепляющее было сильнее препятствующего.
* * *

2755. Желание первенства; но как скоро возникло сие желание, вслед за ним открылось и взаимное негодование. Сие значит, что ближайшее порождение духа превозношения и честолюбия есть дух несогласия и раздора. Желаешь ли превосходства и совершенства?, - старайся преимущественно и совершенно служить благу ближних. Если ты уже выше других по твоему званию; тем более старайся служить благу их, чтобы ты не был ниже своего звания; но если ты и ниже других; также ревностно старайся служить благу их, и тогда никто здравомыслящий не скажет, что ты в низком состоянии; поелику и высочайшая земная власть, по понятию христианскому, не иное что есть, как Божий слуга во благое (Рим.13, 4).
* * *

2756. И не боялась укоризн, равно как и не ожидала похвал.
* * *

2757. Суд Божий предоставил каждого собственному его жребию.
* * *

2758. Убо и Аз погибели вашей посмеюся, - идите от Мене.
* * *

2759. Ибо в каждой черте слова Божия скрывается свет, в каждом звуке премудрость.
* * *

2760. Но нет нужды прибегать к натянутым догадкам.
* * *

2761. Слабость, которой символ – трость.
* * *

2762. Известно, что сострадание страждущему невольно доставляет утешение, а страждущему добровольно наносит обиду. Ибо обидна сострадательность тому, чьё страдание не непроизвольно.
* * *

2763. А как требует сказать истина, предуказал им бедствия, какие их постигнут.
* * *

2764. Простота веры прежде всяких умствований и изысканий открывает живого Бога, беседует с Ним в чистоте сердца и невозмутимо радуется обретению Его.
* * *

2765. Не говорите Мне, сказал Он, о препятствиях со стороны обстоятельств: Я с вами, Я разрушающий все препятствия.
* * *

2766. Белая одежда есть знак веселия и радости сердечной; а по рождестве Его они потому не явились в белых ризах, что, во время плотского рождения Его, Божество уничижалось, тогда как в вознесении человечество Его обожалось.
* * *

2767. Опыт и теология единодушно говорят о полной непроницаемости, инакости Божества (для этого в Ветхом Завете даже есть особый термин «святость» – не смешивать с моральной категорией).
* * *

2768. принцип спасения – не в вере, самой по себе, а в направлении воли.
* * *

2769. (от лат. fac simile - сделай подобное).
* * *

2770.
Как я говорю - есть камни, может и большие, но булыжники. А есть бриллианты, хоть и маленькие - но драгоценные.
Религия и есть путь превращения булыжников в драгоценности.
* * *

2771.
- Все последствия, причиной которых послужил человек, в конечном счете переживает он сам. Что это значит? Что бы ты ни заставил испытать другого человека, однажды ты испытаешь сам.
* * *

2772. В молодости человек тратит время, чтобы увеличить свои деньги, а в старости он тратит деньги, чтобы продлить свое время.
* * *

2773. Одного православного священника протестанты спросили: «Почему у Вас такое сложное богослужение, такое количество ритуалов, кадило, облачения, позолота..?». А он сказал: «Я могу бесконечно долго объяснять значение и важность того или иного богослужебного момента или ритуала, но отвечу кратко – детям это нравится».
* * *

2774. "Суди не личность, суди слова".
* * *

2775. История если не учит, то наказывает за невыученные уроки.
/Василий Ключевский/
* * *

2776. Друг приобретается не для карнавала. На карнавалах все друзья.
* * *

2777. Вера осуществляет себя в глубине духа.
Если вера не дается в опыте, говорить о ней можно лишь как о феномене.
* * *

2778. греческое «антропос» буквально значит «вверх обращенный».
* * *

2779. В главном - единство, в спорном - свобода, во всем - любовь.
/Августин/
* * *

2780. Ecclesia locuta, causa finita
* * *

2781. плохое о человеке можно говорить лишь в том случае, если это необходимо для избежания прямого зла или какого соблазна.
* * *

2782. отсутствие грехов не умаляет личность, а лишь дает ей возможность просиять в своих лучших качествах любви.
* * *

2783. Семь смертных грехов: гордость, жадность, похоть, зависть, ненасытность, гнев, и лень. Лень = праздность. Что касается смертных грехов, то нет такого греха, кроме самоубийство, который нельзя было бы искупить.
* * *

2784. errare humanum est.
* * *

2785. Человек лично отвечает перед Богом, и только Господь знает степень его веры.
* * *

2786. ВЕРА – ВЕчная РАдость; ЛЮБОВЬ – ЛЮм (свет) Божий; СУДЬБА – СУД Божий; РАБОТА – РАдость БОжьего Творения; КРАСОТА – К РАдости СОвместного Творения; ДИАВОЛ – Двойная Воля. ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ – В ВЕЧНОЙ РАДОСТИ ОДЕНЬ ОДЕЖДЫ СВЕТА БОЖЬЕГО.
* * *

2787.
О, есть. неповторимые слова,
Кто их сказал - истратил слишком много.
Неистощима только синева
Небесная и милосердье Бога.
* * *