"Сентенции (2401 - 2600)".



2401. На все свои личные обстоятельства следует смотреть, как на тайну, и далее того, что наши хорошие знакомые видят собственными глазами, мы должны оставаться для них совершенно чужими. Ибо знание ими самых невинных вещей, с переменою времени и обстоятельств, может причинить нам вред. Вообще полезнее проявлять свой ум в том, что утаиваешь, нежели в том, что высказываешь. Первое – дело благоразумия, второе – дело тщеславия.
/Шопенгауэр/
* * *

2402. Чего не должен знать твой враг, не говори того и другу.
/Шопенгауэр/
* * *

2403. Пока я таю свою тайну, она моя пленница; когда я её выпустил, я её пленник.
/Шопенгауэр/
* * *

2404. На дереве молчания висит и плод его – мир.
/Шопенгауэр/
* * *

2405. Но ничто не держится и постоянна одна лишь перемена. Мудр тот, кого не обманывает эта кажущаяся устойчивость и кто предвидит при этом направление, в котором прежде всего последует перемена. Если же люди наличное состояние вещей и направление их хода принимают за прочные, то это потому, что они видят перед глазами действия, но не понимают их причин, а в этих-то последних и таится зародыш будущих изменений; меж тем действие, которое видимо людям, не заключает в себе указаний на это. Но оно осязательно и реально, и люди предполагают, что неизвестные причины, которые могли вызвать это действие, будут также в состоянии продлить и сохранить его.
/Шопенгауэр/
* * *

2406. Но страннее всего то, что даже самого себя, свои цели и мечты познаёшь и понимаешь собственно только в конце, особенно в своих отношениях к другим и к миру.
/Шопенгауэр/
* * *

2407. Жизнь есть рабочий урок.
/Шопенгауэр/
* * *

2408. Добродетели должны быть свойствами воли: мудрость же прежде всего принадлежит рассудку.
/Шопенгауэр/
* * *

2409. Храбрость (мужество) не есть добродетель, хотя и бывает иногда её слугою или орудием; но она точно так же готова служить и величайшей низости: следовательно, она есть свойство темперамента (умеренности, терпения).
/Шопенгауэр/
* * *

2410. Пункт, на котором первоначально расходятся нравственные добродетели и пороки человека, есть противоположность его основного настроения по отношению к другим, принимающего характер или зависти, или сострадания. Эти два диаметрально противоположные свойства коренятся в каждом человеке, истекая из неизбежного сравнения его собственного положения с чужим; и затем, смотря по тому, как результат этого сравнения подействует на его личный характер, то или другое свойство ложится в основу его настроения и становится источником его действий. Зависть именно воздвигает непроницаемую перегородку между ты и я, а сострадание – тонкую и прозрачную, иногда же и совсем её устраняет, причём исчезает различие между я и не-я.
/Шопенгауэр/
* * *

2411. Скупость исходит именно из того положения, что все наслаждения действуют только отрицательно и слагающееся из них блаженство есть химера, а что страдания, напротив того, положительны и весьма реальны. Поэтому она отказывает себе в первых, чтобы тем вернее оградить себя от последних, и её правилом становится «терпи и избегай».
/Шопенгауэр/
* * *

2412. Неистощима возможность несчастий и неисчислимы пути опасности.
/Шопенгауэр/
* * *

2413. Кто может указать предел, за которым предосторожность на случай невзгод начинает становиться излишней и преувеличенной? – только тот, которому было бы известно, где кончается коварство рока.
/Шопенгауэр/
* * *

2414. Человеческою расою, среди которой попадается всякая степень негодяйства и даже свирепости.
* * *

2415.
Мы в ненависти все отрады больше видим,
Мы любим второпях, но долго ненавидим.
* * *

2416. Например, стоит только высказать свою досаду по поводу какой-нибудь помехи или какой иной неприятности, как наверное найдутся люди, которые именно по этой причине и повторят вам неприятность. Это так верно, что следует остерегаться высказывать при людях своё неудовольствие, равно как и наоборот – удовольствие по поводу какой-либо мелочи.
/Шопенгауэр/
* * *

2417. Однако же следует всегда помнить, что зависть сопровождается ненавистью, и остерегаться допустить завистника сделаться фальшивым другом. Поэтому раскрытие такового весьма важно для нашей безопасности. Его следует изучать и предупреждать его замыслы, ибо он отыщется повсюду.
/Шопенгауэр/
* * *

2418. Результат отсюда получается нравственный, именно следующий: по тому, что мы делаем, мы познаём, что мы такое есть, а по тому, что мы переносим, мы познаём, чего мы заслуживаем.
/Шопенгауэр/
* * *

2419. Всегда следует помнить: лучше одному, чем среди изменников.
/Шопенгауэр/
* * *

2420. Пропедевтика (предварительное сведение).
/Шопенгауэр/
* * *

2421. Конечная причина не влечёт своего следствия реально, но следствие становится познаваемо.
/Шопенгауэр/
* * *

2422. Нравственная ответственность (вменяемость) человека.
/Шопенгауэр/
* * *

2423. После рассудительности реже всего на свете встречаются бриллианты и жемчуг.
/Лабрюйер/
* * *

2424.
«Где ж, - кричат они, - созданья,
Что же сделано, и кем?»
А великое тихонько
Зреет между тем.
Но его не замечают
В общем шуме и возне.
И оно проходит мимо
В грустной тишине.
/Фейхтерслебен/
* * *

2425. Скромность также изобретена только для ограждения от зависти.
/Шопенгауэр/
* * *

2426. Поэтому ближайшее последствие появления блистательного отличия часто состоит только в том, что все сотоварищи по профессии, задетые этим за живое, как птицы павлиньим хвостом, погружаются в глубокое молчание, и так единодушно, как будто по уговору: у всех у них отнимаются языки: это и есть (злобное молчание) Сенеки. Это коварное и упорное молчание, известное под техническим термином игнорирования.
/Шопенгауэр/
* * *

2427. Точно так же к новым и великим воззрениям и открытиям придёт только тот, кто непосредственною целью своих изучений имел своё собственное познание, не заботясь о чужом.
/Шопенгауэр/
* * *

2428. Ибо только посредством всестороннего комбинирования того, что знаешь, посредством сравнения между собою всех истин и каждой порознь усваиваешь себе вполне собственное знание и получаешь его во всём его могуществе.
/Шопенгауэр/
* * *

2429. Самомышление не всегда зависит от нашей воли. Во всякое время можно сесть и читать, но не сесть и думать.
/Шопенгауэр/
* * *

2430. Произведения всех действительно даровитых голов отличаются от остальных характером решительности и определённости и вытекающими из них отчётливостью и ясностью, ибо такие головы всегда определённо и ясно сознают, что они хотят выразить, - всё равно, будет ли это проза, стихи или звуки. Этой решительности и ясности недостаёт прочим, и они тотчас же распознаются по этому недостатку.
/Шопенгауэр/
* * *

2431. Принципом… называется то, что содержит в себе основание другого…
/Шопенгауэр/
* * *

2432. Аналогическое доказательство – истинность тезиса выводится из опровержения противоречащего ему суждения.
/Шопенгауэр/
* * *

2433. Любое совершенствование себя и других обречено на провал, если на него нет благословения.
* * *

2434. Ибо кто чем богат, тот тем и делится в беседе.
* * *

2435. Вражда и гордость ко всему придирается.
* * *

2436. Всё в мире суета и крушение духа; едино есть на потребу: это Бог и всё святое.
* * *

2437. Демонам за грехи наши попущено всячески искушать нас, чтобы открылись действительные расположения и стремления душ наших, явилась и образовалась в нас крепкая надежда на Бога и утверждение в нас всякой добродетели.
* * *

2438. Совесть наша есть знамение испытующей и руководящей нас правды Божией и по совести мы будем судимы в день суда и по Евангелию Господню.
* * *

2439. Хотят быть учителями, но не от Бога, а от себя и по своим страстям.
* * *

2440. Опытом дознано, что каждая страсть, допущенная человеком вначале и не получившая должного, от всей души, отпора, начинает пускать глубоко и постепенно свои корни и увеличивается в степени и силе, и повторяясь, опять слабо, нерешительно отражаемая сердцем и произволением человека, охватывает наконец всего человека: мысли, чувства, вожделения, волю, память и воображение, и он делается жалким рабом дьявола – человекоубийцы, лукавого, злобного, скверного, всезавистливого, всепрезорливого, прегордого, и при находе искушений человек бедствует, как корабль в море в сильную бурю. Итак, надо все усилия употреблять, чтобы с корнем вырывать из души страсти и не потворствовать им; стараться всех искренно любить, всех прощать, всех оценивать по достоинству.
* * *

2441. Никто не надейся на свою силу или разум, искусство или мужество, чтобы победить этого врага; нет, он сильнее всех нас. На силу Божию будем надеяться, на силу Христа Спасителя нашего, победившего за нас врага нашего дьявола и даровавшего нам имя Своё, крест Свой, благодать и силу Свою для победы над врагом.
* * *

2442. Борьба с грехом есть борьба за жизнь – жизнь во грехах не есть борьба за жизнь, а непрестанная смерть, непрестанное умирание.
* * *

2443. Многих прельщает сласть греха, но эта сласть обманчивая, временная, скоропреходящая, а мучения за грех непокаянный продолжаться будут вечно, без конца; а гнев Божий на грешников нераскаянных нестерпим…
* * *

2444. Мы крайне, до мелочности нетерпеливы и скоры на отмщение и гнев.
* * *

2445. Правда Божия требует, чтобы человек, волею падший, сознательно сам и подвизался против греха, боролся с ним и, побеждая его, призывал усердно на помощь благодать Божию, без которой никогда не может быть победителем греха, чтобы заслужить вечную награду от Бога и иметь утешение и в том убеждение, что в этой нравственной победе есть и его доля заслуги.
* * *

2446. Сия есть воля Божия – святость ваша.
/1Фес.4:3/
* * *

2447. Аще сии умолчат, камение возопиёт.
/Лк.19:40/
* * *

2448. Человек пал от лукавой недоверчивости к Богу, т.е. отпечатлел в своей душе свойство самого дьявола; приближение его к Богу поэтому должно быть непременно только через веру, через искреннюю доверчивость всему Божественному.
* * *

2449. При устех двою или триех свидетелей станет всяк глагол.
/Мф.18,16/
* * *

2450. Без послушания не может быть веры, потому что в вере нужно верить на слово; а послушание не может быть без смирения. Поэтому необходимо для веры смирение как основание её.
* * *

2451. Всё достаётся победою. Каждый шаг в нравственной жизни приобретается потом и кровью.
* * *

2452. Ищи от одного Бога быть прославленным.
* * *

2453. Сыны света должны быть мудрее сынов века сего; добродетель должна быть мудрее зла.
* * *

2454. Обратитесь ли вы к театру, этому якобы народному училищу нравов, - и там ни слова не говорится ни о Боге, ни о жизни вечной; там – всё мирское; там – словесная игра в страсти человеческие. Актёры от мира глаголют, и мир их слушает и рукоплещет им, хвалит или осуждает их.
* * *

2455. Неповреждённого человеческими вымыслами мудрования.
* * *

2456. Раб и вместе друг Божий.
* * *

2457. Безрелигиозной, полной сомнений жизни.
* * *

2458. По Писанию: кто чем согрешает, тот тем и мучится.
* * *

2459. Путь истины (святой веры).
* * *

2460. Вольных слепцов, ослепивших самих себя безмерною гордостью, убеждать бесполезно; они покаяться не могут, ибо видеть истины не хотят: они и погибнут в своей гордыне и упорстве.
* * *

2461. Человек есть венец творения и царь земли, созданный по образу и подобию Божию, с разумной и бессмертной душой. Его последняя цель – не здесь, ибо на земле всё тленно и временно, и человек здесь только временный пришелец, странник и временный ратник и воин: он должен крестом и терпением очищать себе путь к небу, для которого он сотворён, - ибо, человек, - обладатель земными тварями, сам, по своей опрометчивости вначале, сделался из существа свободного рабом дьявола и собственных бесчисленных страстей, которые изменили и обезобразили его прекрасную, Богоподобную природу, сделали его рабом тления и всякого греха и врагом Богу Творцу, удалив от Него пропастью непроходимою. Только Господь Иисус Христос уничтожает эту пропасть для верующих в Него и приводит их к Богу верою и покаянием.
   Итак, свойство и характер здешней жизни есть непрестанный подвиг и война с самим собою, со своими страстями и всякими порочными наклонностями, очищение себя от всякия скверны плоти и духа (2Кор.7, 1), восстановление в себе падшего образа Божия. Царствие Небесное силою приобретается, говорит Господь, и усильные искатели приобретают его (Мф.11, 12). * * *

2462. Обладая драгоценною для практической жизни способностью терпеливо сносить всякие удары самолюбию.
* * *

2463. Одно значение слова «вера» есть установленное человеком такое отношение к Богу и миру, которое определяет смысл всей его жизни и руководит всеми его сознательными поступками. Другое же значение слова «вера» есть доверие тому, что передаёт известное лицо или лица. В первом значении предмет веры; несмотря на то что определение отношения человека к Богу и миру большей частью берётся уже установленное прежде жившими людьми, проверяется и воспринимается разумом.
/Л.Н.Толстой/
* * *

2464. Предмет веры – живой опыт.
/И.Черных/
* * *

2465. Но я знаю, что доводы, обращённые к уму, не убеждают – убеждает только чувство.
/Л.Н.Толстой/
* * *

2466. Так как всякое верование неизбежно проявляется в внешних действиях.
* * *

2467. «Мёртвые друзья», т.е. сочинения благородных духом мыслителей, надёжнее для монарха друзей живых.
* * *

2468. Добро не может легко совершаться, в самих людях часто встречается какое то необъяснимое, тупое противодействие, парализующее лучшие замыслы, лучшие заботы о пользе и благоденствии их же самих.
* * *

2469. То это уже дело людей, а не идей, результат факта, а не принципа, условий осуществления, а не предначертаний.
* * *

2470. Жестокость не убеждает никогда.
* * *

2471. Во-первых, нет человека, который бы жил и не согрешил, а, во-вторых, если кто обращает свои наблюдения исключительно в сторону отправления телесных, обычных человеку, потребностей, тот не может заметить серьёзной разницы между людьми.
* * *

2472. За утратой веры по пятам следует всегда и утрата народности.
* * *

2473. Но исполнительность без рассуждения вырождалась в исключительно внешнюю исполнительность, форму так называемого чиновничества.
* * *

2474. И, как бывает положительно, кажется, со всеми выдающимися людьми, подвергся разным преследованиям со стороны тупого буквоедства.
* * *

2475. Нужнее поощрять и наставлять людей, нежели переписывать уставы.
* * *

2476. Бог судил иное.
* * *

2477. Проходят «времена и лета», быстро сменяются годы, унося с собою пёструю смесь жизней, волнений, радостей и скорбей, непрерывной чредою плывут поколения, движутся века с их вековыми запросами и задачами, и одна только святая Церковь неизменно стоит, как незыблемая скала, о которую разбиваются все волны житейского моря и в которой находят себе спасение от ярости волн все плавающие по этому морю. «Я создал Церковь Мою, и врата ада не одолеют её» (Матф.16, 18). «Всякая плоть, как трава, и всякая слава человеческая, как цвет на траве: засохла трава, и цвет её опал; но слово Господне пребывает во век» (1Петр.1, 24-25).
* * *

2478. Страх или непонимание намерений другого человека рождает неприязнь.
* * *

2479. Причина, по которой реки и моря получают дань от сотни горных потоков, заключается в том, что они находятся ниже последних. Благодаря этому они в состоянии господствовать над всеми горными потоками. Точно так же и мудрец, желающий быть выше людей, ставит себя ниже их; желая быть впереди них, он становится позади. Вот почему, хотя его место выше людей, они не чувствуют его тяжести; хотя его место впереди них, они не считают это оскорблением.
/ПО Лао-Цзы/
* * *

2480. Ребячество? Пожалуй. Но то же самое было сказано Наполеону, когда он учредил орден Почётного легиона и раздал полторы тысячи крестов своим солдатам, произвёл восемнадцать своих генералов в «маршалы» Франции и назвал свои войска «Великой армией». Наполеона критиковали за то, что он давал закалённым в войнах ветеранам «игрушки», на что Наполеон отвечал: «Игрушки управляют людьми».
* * *

2481. Согласен. Однако это не относится к делу.
* * *

2482. Ему хотелось научиться и решение его было твёрдым.
* * *

2483. Помните всегда, что ваша решимость добиться успеха важнее всего другого.
* * *

2484. Хорошее окно не привлекает к себе внимания. Оно только пропускает свет.
* * *

2485. Искренность, подъём и глубокая убеждённость тоже помогут вам. Когда человек находится под влиянием своих чувств, на поверхность выступает его подлинная сущность. Преграды падают. Пламя его эмоций сжигает все барьеры. Он говорит непринуждённо и естественно.
* * *

2486. В битвах жизни не всегда побеждает самый сильный или самый быстрый, но рано или поздно тот, кто побеждает, оказывается тем, кто считал себя на это способным.
* * *

2487. Пожалуй, не существует более важной черты характера, чем твёрдая решимость. Юноша, который хочет стать великим человеком или так или иначе оставить след в этой жизни, должен решиться не только преодолеть тысячу препятствий, но и победить, несмотря на тысячу неудач и поражений.
/Теодор Рузвельт/
* * *

2488. Предвидеть – значит управлять.
/Б. Паскаль/
* * *

2489. Инициатива – это то, что человек делает так, как надо, хотя его об этом не просили.
* * *

2490. О нас судят на основании того, что мы делаем, как мы выглядим, что мы говорим и как мы это говорим.
* * *

2491. Компаньон – человек, с которым вы вместе едите хлеб. Фактически «компания» представляет собой сообщество людей, которые пытаются вместе заработать на хлеб “corm” – “c” – “panis” – хлеб.
* * *

2492. Руководить другими способен лишь тот человек, который умеет отстаивать свою точку зрения.
* * *

2493. Наша главная задача – не заглядывать в туманную даль будущего, а действовать сейчас, в направлении, которое нам видно.
/Томас Карлейл/
* * *

2494. Паника – это состояние уничтожает нашу способность сосредоточиться.
* * *

2495. Хорошо сформулированная проблема – наполовину решённая проблема.
/Чарльз Кеттеринг/
* * *

2496. Когда решение принято и намечено его выполнение, прекратите полностью беспокоиться об ответственности и заботьтесь о результатах.
* * *

2497. Обещания обычно мало чего стоят.
* * *

2498. Одним из самых главных секретов подлинного душевного спокойствия является правильная оценка ценностей.
* * *

2499. Знание является силой только тогда, когда оно применяется.
* * *

2500. Люди притягивают к себе не тем, что они хотят, а тем, чем они являются.
* * *

2501. Благодарность – результат высокого уровня нравственного развития человека. Вы не найдёте её среди невоспитанных людей.
/Сэмюэл Джонсон/
* * *

2502. Но в этом мире есть только один способ заслужить любовь – перестать требовать её и начать дарить любовь, не надеясь на благодарность.
* * *

2503. Счастье в основном не удовольствие, в основном – это победа. Да, победа, которая ощущается как результат преодоления трудностей, как триумф.
* * *

2504. Ни к кому не питая зла, всем даруя милосердие.
* * *

2505. Северный ветер создал викингов.
* * *

2506. Доброе дело, - сказал пророк Магомет, - это то, что вызывает улыбку радости на лице другого человека.
* * *

2507. Истина удивительна тем, что она подскажет к себе дорогу.
/И.Черных/
* * *

2508. Стремление к земному преуспеянию – какое странное, какое чудовищное! Оно ищет с исступлением. Едва найдёт, как найденное лишается цены, и искательство возбуждается с новою силою. Ничем настоящим оно не довольно: оно живёт одним будущим, оно жаждет только того, чего не имеет.
* * *

2509. Слово Твоё – светильник ноге моей и свет стезе моей.
/Ср.: Пс.118. 105/
* * *

2510. Только что пронеслась весть о рождении, как составился и заговор об убийстве.
* * *

2511. И попечения о плоти не превращайте в похоти.
/Рим.13, 14/
* * *

2512. Существенным качеством всякого основания должна быть непоколебимая твёрдость.
* * *

2513. Самообольщение человека – ложно направленное произволение его.
* * *

2514. Да не надеющееся будем на ся, но на Бога, восставляющего мертвыя.
/2Кор.1, 8-9/
* * *

2515. О совершенстве беседуют между нами многие, а действительно достигли совершенства один или два.
/Патерик Скитский/
* * *

2516. Состояние сердца всегда зависит от мыслей, усвоившихся уму.
* * *

2517. Мне отмщение; Аз воздам, сказал Господь.
/Рим.12, 19/
* * *

2518. Совесть – чувство духа человеческого, тонкое, светлое, различающее добро от зла.
* * *

2519. Страсти – злые навыки; добродетели – навыки благие.
* * *

2520. Ему, Богу воплощённому, мир не воздал справедливости: нам ли искать её от мира?
* * *

2521. Чувством грусти и страха объемлется сердце от таких возгласов и суждений, в которых неведение попирает своими копытами драгоценнейшие перлы Божественного предания и установления.
* * *

2522. Богом даны два учения о Боге: учение словом, приемлемое верою, и учение жизнию, приемлемое деятельностью по заповедям Евангелия.
* * *

2523. Неизвестное и неиспытанное представляется невозможным, а известное и испытанное представляется принадлежностью всех.
* * *

2524. Предубеждение не видит ясно, а ненависть – вполне слепа.
* * *

2525. Наука из наук, монашество, доставляет – выразимся языком учёных мира сего – самые подробные, основательные, глубокие и высокие познания в экспериментальной психологии и богословии, то есть деятельное, живое познание человека и Бога, насколько это познание доступно человеку.
* * *

2526. Потому что здания века сего, в отношении к вечности, не более как палатки.
* * *

2527. Деятельность человека всецело зависит от того состояния, в котором находится ум его.
* * *

2528. Чтоб получить правильное понятие о себе и, на основании правильного понятия о себе, правильно управлять собою.
* * *

2529. Зло, по премудрому устроению Божественного Промысла, содействует благому намерением неблагим.
/Макарий Великий/
* * *

2530. Истинное смиренномудрие – духовный разум.
* * *

2531. От мира, превозносящего порок, когда порок облечён в личину добродетели, от мира, ненавидящего добродетель, когда добродетель предстоит взорам его в святой красоте своей.
* * *

2532. Жестоко насмехается над нами ложь, когда, обманутые ею, мы признаём её за истину.
* * *

2533. Не суди о человеке по наружности его; по наружности не заключай о нём, что он горд или смирен. Господь велел познавать людей из действий их, из поведения, из последствий, которые вытекают из их действий.
* * *

2534. Смирение надеется на Бога – не на себя и не на человеков, и потому оно в поведении своём просто, прямо, твердо, величественно. Слепотствующие сыны мира называют это гордостью.
* * *

2535. Есть святой поклон от смирения, от уважения к ближнему, от уважения к образу Божию, от уважения ко Христу в ближнем. И есть поклон порочный, поклон корыстный, поклон человекоугодливый и вместе человеконенавистный, поклон богопротивный и богомерзкий: его просил сатана у Богочеловека, предлагая за него все царствия мира и славу их. Сколько и ныне поклоняющихся для получения земных преимуществ! Те, которым они поклоняются, похваляют их смирение.
   Будь внимателен, наблюдай: поклоняющийся тебе поклоняется ли из уважения к человеку, из чувств любви и смирения? Или же его поклон только потешает твою гордость, выманивает у тебя какую-нибудь выгоду временную?
   Вглядись пред тобою пресмыкается тщеславие, лесть, подлость! Они, когда достигнут своей цели, над тобою же будут насмехаться, предадут тебя при первом случае. Щедрот твоих никогда не изливай на тщеславного тщеславный сколько низок пред высшими себя, столько нагл, дерзок, бесчеловечен с низшими себя. Ты познаешь тщеславного по особенной способности его к лести, к услужливости, ко лжи, ко всему подлому и низкому.
* * *

2536. Во время напастей не ищи помощи человеческой; не трать драгоценного времени, не истощай сил души твоей на искание этой бессильной помощи. Ожидай помощи от Бога: по Его мановению в своё время придут люди и помогут тебе.
* * *

2537. И свет величия Его воссияет внутри сердца.
* * *

2538. Плотскими правдами. То есть, правдами плотского мудрования или ветхого человека, отверженными Богом. Богу благоугодна одна евангельская правда.
* * *

2539. Вера усваивает человеку познания, вполне превысшие его силы постижения.
* * *

2540. Справедливость требовала, чтоб свободе предоставлено было выразиться по произволу её.
* * *

2541. Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек.
/1 Ин.2, 15-17/
* * *

2542. Волнующие разговоры очень редко приводят к взаимному пониманию и успокоению.
* * *

2543. Глаз любви сметлив; сметлив и глаз ревности.
* * *

2544. В чистоте сердца начинает отражаться Бог.
* * *

2545. Твёрдость в бедствиях даётся непорочною, безукоризненною совестью. Научи нас стяжать и чистоту твою и твёрдость – могучие опоры для сердца в превратностях жизни.
* * *

2546. Не управляло уже здесь благоразумие.
* * *

2547. Духовное преуспеяние – плод искушений.
* * *

2548. Злоба есть болезнь души, и прелесть – утрата истины.
* * *

2549. Начало великой науки, деятельного Богопознания, - страх Божий. Эта наука называется в Священном Писании премудростью. Начало премудрости страх Господень, разум же благ всем творящим и: хвала Его пребывает в век века.
* * *

2550. То побеждаем, то побеждаемся.
* * *

2551. Зло не имеет сущности, - сказали Отцы, - оно является от нашего нерадения о добродетели и исчезает от нашего усердия к добродетели.
* * *

2552. О духе человеческом, то есть о тех возвышенных сердечных чувствах.
* * *

2553. Это значит, что человек, исповедав себя рабом и созданием Божиим, предавшись всецело воле Божией, немедленно вступает всем существом своим в область святой Истины. Истина доставляет правильное настроение духу, жизни. Взошедший в область Истины, подчинившийся Истине, получает нравственное и духовное счастье. Эта свобода и это счастье не зависят от человеков и обстоятельств.
* * *

2554. Смерть и погубление, которых от нас требует Бог, состоят не в уничтожении существования нашего: они состоят в уничтожении самолюбия, соделавшегося как бы нашею жизнью. Самолюбие есть искажённая любовь падшего человека к самому себе. Самолюбие боготворит свой падший, лжеименный разум, старается во всём и постоянно удовлетворять своей падшей, ложно направленной воле. Самолюбие выражается по отношению к ближним или посредством ненависти, или посредством человекоугодия, то есть угождения страстям человеческим, а к предметам мира, которыми он всегда злоупотребляет, - посредством пристрастия.
* * *

2555. Что – дух человека? – Совокупность сердечных чувств. Нравственная сила человека – дух его.
* * *

2556. Духовный разум состоит в познании Истины верой.
* * *

2557. Таинственное знание и ощущение веры соблюдается чистотой совести.
* * *

2558. Не должна подавать ближним никакого соблазна своим поведением. Потому сохраняй по душе и по телу благоговение. Будь скромен и прост в словах и телодвижениях: в домашней твоей жизни будь воздержан, целомудр, не дерзок; по душе будь кроток, ко всем любовен, правдив, мудр, никак не допускай себе лукавства и лицемерия; вместо них имей веру, которая научит тебя, что мир и судьбы каждого человека управляются Промыслом Божиим, а не ухищрениями разума человеческого, и что по этой причине должно наблюдать кроткую христианскую правоту в делах, словах и помышлениях.
* * *

2559. Довольный – богаче богатых!
* * *

2560. Непокоряющий воли своей Богу, подчинится сопернику своему.
* * *

2561. Самая основная точка, от которой они начинают действие, ложна. Как же от ложного начала не быть и последствиям ложным?
* * *

2562. Истинная мысль есть источник всех благ; мысль ложная есть источник ошибочной деятельности и тех плодов, которые непременно должны родиться от неё.
* * *

2563. Знай, что все страсти и все падшие духи находятся в ближайшем сродстве и союзе между собою. Это сродство, этот союз – грех.
* * *

2564. Замечай за собою, и увидишь, что, допустив себе в чем-либо победиться произвольно, вслед за тем, в совсем ином, в чём бы ты и не хотел уступить победы, будешь побеждаться невольно; дотоле, доколе тщательным покаянием не восстановишь своей свободы.
* * *

2565. Ощущение объясняется ощущением. Стяжав духовное ощущение, подвижник со всею ясностью внезапно усматривает действие крови на душу.
   Разнообразные воспаления крови от действия различных помыслов и мечтаний демонских составляет то пламенное оружие, которое дано при нашем падении падшему херувиму, которым он вращает внутри нас, возбраняя нам вход в таинственный Божий рай духовных помышлений и ощущений.
* * *

2566. Тщеславие в отношении к истинной славе есть блуд. «Оно, - говорит святой Исаак Сирин, - на естества вещей блудным видением взирает».
* * *

2567. Смирение есть непостижимое действие непостижимого мира Божия, непостижимо постигаемое одним блаженным опытом.
* * *

2568. Смирение собирает душу в безмолвие; при посредстве смирения душа сосредоточивается в себе самой.
* * *

2569. Потому что в этой молитве господствует не подвиг тела, а подвиг духа.
* * *

2570.
Презорство (высокомерие, пренебрежение).
Субботствует (празднует).
Наветующего (злохитро нападающего).
* * *

2571. Тогда имеет цену добро падшего естества, когда оно приводит ко Христу.
* * *

2572. Будучи учением Божественным, учением Богооткровенным, превысшим человеческого разума, оно иначе не может быть принято, как сочувствием сердечным, верою. Вера, по естественному свойству своему, способна принять и усвоить уму и сердцу то, что непостижимо для ума и не может быть принято обыкновенным путём суждения.
* * *

2573. Ничто не доставляет победы столь беструдной, как мужество с извещённою верою!
* * *

2574. В этом обществе (падшего человечества) называется добрым тот человек, который делает наименее зла, а злым тот, который делает наименее добра. В точном смысле доброго человека – нет. Нет человека, который бы в падшем состоянии своём делал чистое добро, не осквернённое злом: никтоже благ, токмо един Бог, говорит Слово Божие.
* * *

2575. Грех, живущий внутри человека и насилующий его, называется страстью.
* * *

2576. Примирение и соглашение – невозможны. Отвержение падшего естества есть неизбежная, осязательная необходимость спасения.
* * *

2577. Между тем, мы приняли неоценённый Дар, приняли на себя страшное обязательство; ответственность по этому обязательству так же неизмерима и бесконечна, как неизмерим и бесконечен Дар.
* * *

2578. Тщеславие и безболезненность умеют служить греху и при посредстве правых дел.
* * *

2579. Святой Иоанн Лествичник в Слове о духовном рассуждении и о помыслах, страстях и добродетелях говорит, что оно является от непорочной совести и чистоты сердечной; что оно в новоначальных по преуспеянию есть познание падения и греховности своей; что оно в средних (по преуспеянию) отделяет истинное добро от естественного и от зла, как открытого, так и прикрытого личиною добра; наконец, что оно в совершенных есть духовный разум, воссиявающий от Святого Духа, и видящий образ действия зла в других человеках.
* * *

2580. Ложные понятия всегда ведут к бедственным последствиям.
* * *

2581. Всякого блага начало – правильная мысль; всякого бедствия начало – мысль ложная.
* * *

2582. Скорбь потому и называется искушением или испытанием, что она обнаруживает сокровенное устроение души.
* * *

2583. С пользою для дела подавать голос свой. Вслед за вниманием начала привлекаться и доверенность.
* * *

2584. Падшее естество поражено слепотою ума. Оно не видит своего падения, не видит грехов своих, не видит своего странничества на земле и распоряжается собою на ней как бы бессмертное, как бы существующее единственно для земли. Оно не только с жестокостью судит и осуждает грехи ближнего, но и из собственного своего бедственного устроения сочиняет для ближнего грехи, каких в нём нет; оно соблазняется самыми возвышенными христианскими добродетелями, искажая значение их сообразно лжеименному разуму своему по своей сердечной злобе. Напротив того, обновлённое естество имеет благодатное знание и зрение зла, даруемые Богом, знание и зрение зла, не только не нарушающие целости добра в человеке, но и служащие к строжайшему охранению человека от опытного познания зла, гибельного для человека. Обновлённое естество видит и ведает зло в себе, в человеках и в демонах, но пребывает неосквернённым от зла, потому что эти видение и ведение естества обновлённого принадлежат не собственно человеку, приобретены не собственным усилием человека, но дарованы ему Богом. Можно уподобить знание зла, приобретённое человеками через падение, знанию больными болезней, которыми они страждут, а знание зла человеками обновлёнными – знанию болезней врачами. Больные опытно знают болезнь, но не знают ни причин её, ни средств к врачеванию её; врачи, не зная опытно болезни, знают её несравненно определённее, нежели больные, знают причины её и средства пользования от неё.
* * *

2585. Как в обществе человеческом, так и, в частности, в каждом человеке зло перемешано с добром; такое смешение служит одним из практически неотразимых доказательств того, что человечество составляет собою разряд существ падших; вместе с тем оно даёт раскаянию и покаянию достоинство человеческих добродетелей; а очищение от зла как частного, так и общественного, соделывает непременным долгом человеков. Зло и добро я принимаю в самом обширном, правильном смысле; признавая злом и недостаток благоразумия, и недостаток самопознания.
* * *

2586. Самое время объяснит для многих то, что для них теперь неясно.
* * *

2587. Сердечное чувство должно подчинить благоразумию.
* * *

2588. Однако во всякой картине есть тени…
* * *

2589. Душе, равно и Ангелам, даровано бессмертие Богом; оно не их собственность, но их естественная принадлежность.
* * *

2590. «Таинство». Этот термин является у нас общим понятием, объединяющим в себе четыре частные догматические мысли, именно: 1) что в известных священнодействиях низводятся на верующих известные, определённые дары благодати, 2) что эти дары подаются посредством видимой стороны, чувственного элемента или священного действия, а не непосредственно самим Богом, так что благодать в таинстве тесно соединена с видимою его стороною, 3) что такие способы сообщения благодати верующим установлены самим Богом и предоставлены для совершения особенным, поставленным на то лицам (церковной иерархии) и 4) что таких способов низведения известных благодатных даров на верующих только семь, не более и не менее. Всеми этими частными чертами таинства отличаются от обрядов и все эти частные мысли выражаются у нас теперь одним словом таинство.
* * *

2591. Сделано пока далеко не всё; мало того, весьма многого ещё остаётся пожелать, даже для того, чтобы можно было сказать, что выполнено по крайней мере главное.
* * *

2592. Потому самому он уже не есть простой обряд, а действие таинственное, в котором, как в достойном подобии величайшей тайны, является божественная сила первообраза.
* * *

2593. Так как слово есть знак, всегда заимствуемый из существующего в окружающей жизни. Жизнь даёт материал для оболочки мысли. Мысль, хотя по существу своему и новая, не вдруг облекается в новую одежду, а долгое время должна жить в старой, пока не создаст себе новой.
* * *

2594. Небесное же есть духовное, а земное есть домостроительство о человеке.
* * *

2595. Ибо где Церковь, там и Дух Божий, а где Дух Божий, там и Церковь и всякая благодать; Дух же есть истина. Посему те, которые непричастны Его, не питаются и для жизни из сосцев матери, не пользуются чистейшим источником, исходящим из тела Христова, но выкапывают себе сокрушенные колодцы из земных рвов и пьют гнилую воду из грязи, убегая веры Церкви, чтобы не обратиться, а Духа отвергая, чтобы не вразумиться.
* * *

2596. Совершенством называется то, в чём нет никакого недостатка.
* * *

2597. Ибо вера есть совершенство (происходящее) от научения.
* * *

2598. Необходимо, чтобы тьма уничтожена была светом. Тьма же есть неведение, через которое мы впадаем в грехи, блуждая около истины. Ведение есть просвещение, которым уничтожается неведение, и через которое получается способность видеть. Но и отложение худшего есть вместе с тем уже откровение лучшего. Что дурно связало неведение, то хорошо разрешается ведением. Эти узы (неведения), насколько возможно быстро, снимаются с одной стороны человеческою волею, с другой – божественною благодатью, когда грехи прощаются через единое целебное лекарство, крещение Словом.
   Единая эта благодать просвещения состоит в том, что поведение наше не таково, каким было до омовения. Так как это познание является вместе с просвещением, осиявая ум и мы ещё не наученные тотчас же слышим, (что нас именуют) учениками, то (спрашивается) в какое время, тогда ли (явилось просвещение), когда происходило то научение (оглашение)? Ты не можешь указать времени. Ибо оглашение приводит к вере, вера же вместе с крещением воспитывается Св. Духом.
* * *

2599. Благодать необходима для самого начала веры.
* * *

2600. Надежда есть кровь веры; надеждою вера поддерживается.
* * *