"Сентенции (2001 - 2200)".



2001. всякий день и к совершенной уплате собственного своего долга Владыке недостаточен.
* * *

2002. Отец помышлений есть смысл и разум.
* * *

2003. в чём застану, в том и сужу, глаголет Бог.
/Иез. 33;13, 16/
* * *

2004. Безгневие есть нечувствительность к досаждениям.
* * *

2005. Гнев есть желание зла огорчившему.
* * *

2006. устремление ярости его падение ему.
/Сир. 1; 22/
* * *

2007. дары искренние смягчают душу.
* * *

2008. Отпустите мало, и отпустят вам много.
/Лук. 6; 37/
* * *

2009. Злословие есть исчадие ненависти.
* * *

2010. Лучше тебе окропиться, в сём случае, малым тщеславием, только бы сделаться виновником общей пользы.
* * *

2011. Боязливость есть уклонение от веры в ожидании нечаянных бед. Страх есть предвоображаемая беда. Страх есть лишение твёрдой надежды.
* * *

2012. Тщеславие есть начало, а гордость конец.
* * *

2013. Ничто не приносит столько пользы ближним, как смиренный и непритворный нрав и слово.
* * *

2014. Не уповай на себя, пока не услышишь последнего о тебе изречения.
* * *

2015. Правота есть незрительная мысль, искренний нрав, непритворное и неподготовленное слово.
* * *

2016. Никто никогда не мог одним шагом взойти на верх лестницы.
* * *

2017. Лукавство есть извращение правоты.
* * *

2018. в совершенных же рассуждение есть находящийся в них духовный разум, дарованный Божественным просвещением, который светильником своим может просвещать и то, что есть тёмного в душах других.
* * *

2019. не будем искать в зиме того, что свойственно лету.
* * *

2020. ничто так не разоряет любви и ничто столь скоро не производит ненависти, как вольность в обращении.
* * *

2021. всякому произволяющему делать благое споспешествует Бог.
* * *

2022. Господь во всех наших делах, как требующих скорости, так и отлагаемых на время, всегда взирает на цель нашу.
* * *

2023. Бог судит о покаянии не по мере трудов, а по мере смирения.
* * *

2024. Могущий о Господе да научит этому непросвещённых.
* * *

2025. и не воздремлет храняй тя Ангел
/Пс. 120, 3/
* * *

2026. Прежде всего да испытуем, откуда веет ветер, чтобы не распустить нам парусов в противную сторону.
* * *

2027. ищущий земной славы не получит небесной.
* * *

2028. Но как гордость Диавола была началом нашего греха, то нужно было, чтобы смирение Самого Бога было орудием нашего искупления.
* * *

2029. Глубина догматов неисследима.
* * *

2030. Редки люди совершенно изучившие мирскую премудрость; а я скажу, что ещё меньше таких, которые знают Божественное.
* * *

2031. Вера есть несокрушимая крепость души.
* * *

2032. Жизнь должна быть управляема совестию и разумом.
* * *

2033. Терпеливый есть нападающий делатель, который и чрез падения одерживает победу.
* * *

2034. Любовь воина к царю показывается во время брани.
* * *

2035. Кто непристанно опирается о жезл молитвы, тот не преткнётся: а если бы это и случилось, то не падёт совершенно.
* * *

2036. упование не посрамит.
/Притч. 11;25/
* * *

2037. Наставляя низших, сам учись сначала свыше.
* * *

2038. последнии мудрованием будут первии достоинством.
/Мф.20;16/
* * *

2039. Где любовь Божественная коснулась сердца, там грозные слова не могут устрашить.
* * *

2040. Люди идут добровольно только под иго любви…
* * *

2041. праведно – справедливо.
* * *

2042. - укажет время, устранит препятствия.
* * *

2043. всякому известно то, что имеет великую важность для всех.
* * *

2044. Господь никогда не оставит нас, если мы не отступим от Него.
* * *

2045. Будьте в мире с своей совести.
* * *

2046. Малодушен тот, кто падает духом.
* * *

2047. Бог не взирает на лице человека.
* * *

2048. самолюбие всем жертвует для себя, а любовь – для блага других, не помышляя о себе.
* * *

2049. Тщеславие есть погоня за суетной, пустой, напрасной славой от людей.
* * *

2050. Делая добро, да не унываем, ибо в своё время пожнём, если не ослабеем.
* * *

2051. разноречие словесное может повести к разноречию в мыслях.
* * *

2052. 29. для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом.
* * *

2053. каждый получит свою награду по своему труду.
* * *

2054. Бог, говорит св. Павел, ценит не успех, но труд служителей своих: по мере труда Он и награждает их.
* * *

2055. 20. Царство Божие не в слове, а в силе.
* * *

2056. Бог благ беспредельно, но и праведен не меньше.
* * *

2057. мы знаем, но знание надмевает, а любовь назидает.
* * *

2058. 12. Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть.
* * *

2059. Любовь не ищет своего – она забывает о себе и как бы сливается с тем, на кого распространяется, так что любящий и любимый составляют уже не два отдельные лица, а как бы одно лицо.
* * *

2060. Любовь с надеждою верит всему, что касается доброго.
* * *

2061. всякий грех есть осуществление страстных помыслов.
* * *

2062. потому что буква убивает, а дух животворит.
* * *

2063. искренность – неподдельность.
* * *

2064. не в слове дело, а в разумении истины.
* * *

2065. 17. Хвалящийся хвались о Господе.
* * *

2066. Зависть – плод гордости, не терпящей, чтобы кто-нибудь стоял выше нас.
* * *

2067. эгоизм – источник разделения и обособленности.
* * *

2068. Где любовь, там невозможна ложь.
* * *

2069. в гневе никогда правды не бывает.
* * *

2070. Но обличение другого – нож; обличать словом может только тот, кто сам в себе не обличается совестью.
* * *

2071. чтобы доброе дело твоё было не вынужденно, а добровольно.
* * *

2072. А кто, хотя раз, вкусит благодати, тот уже не захочет вкушать греховной сладости.
* * *

2073. Не то, что приказывается, бывает иногда горько, а то в каком тоне оно произносится.
* * *

2074. Благодарю Бога моего при всяком воспоминании о вас.
* * *

2075. Разлад единомыслия и единодушия большей частью происходит от тщеславия, от желания заслужить похвалу от людей.
* * *

2076. В жизни разъединяет людей эгоизм – самоугодие, и каждый заботится только о самом себе, себя одного ставит себе целью, а других всех считает средством; так и обращается с ними.
* * *

2077. Наступило последнее, и первое потеряло своё значение.
* * *

2078. Все воскреснут, но не все в славе.
* * *

2079. каков весь человек, таковы и мысли его; и наоборот, каковы мысли, таков и человек.
* * *

2080. Ибо кто верует в Сына, тот без сомнения приступает к Отцу.
* * *

2081. праведный – безукоризненно справедлив ко всем.
* * *

2082. преподобен – свят.
* * *

2083. душе верующей не свойственно сомнение.
* * *

2084. Убеждение совершается указанием таких сторон в деле, которые привлекают к нему сердце и возбуждают энергию к совершению его.
* * *

2085. Когда жизнь становится достойной осуждения, тогда возникает такое же учение для оправдания порочной жизни.
* * *

2086. посредник – совокупивший в Себе разъединённое.
* * *

2087. со страстностью вступают в состязания и словопрения, как бы в словесную войну, в которой борются не за истину, а за слова.
* * *

2088. сребролюбие, которое даёт средства жить по похотям.
* * *

2089. правде – строго соблюдай справедливость во всём, в мыслях о других, в суждениях о них и делах с ними.
* * *

2090. На милость нет закона, а правда имеет свою определённую меру, отступление от которой, и небольшое, вводит в неправду.
* * *

2091. Вера не отрицает забот о приобретении необходимого, но она оберегает сердце от пристрастия к ним.
* * *

2092. Гнев возникает от всего, что затрагивает наше самолюбие.
* * *

2093. Предание – то, что с доверием положено у кого-либо для хранения.
* * *

2094. Споры в существе дела есть игра словами.
* * *

2095. Спор может порождать сомнения в не совсем ещё утверждённых, которые не умеют ещё видеть под красивыми фразами скрывающейся лжи.
* * *

2096. Так веди своё дело, чтобы тебе за него не было повода стыдиться ни перед Богом, ни перед людьми, ни перед своей совестью.
* * *

2097. 13. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь.
* * *

2098. обличение само по себе невыносимо, если оно не растворено утешением.
* * *

2099. Любя же истину, лжи ненавидит Он.
* * *

2100. Бог открывает Себя не в остроте ума, но чистоте сердца.
* * *

2101. не ради правды твоея, ниже преподобия ради сердца твоего.
* * *

2102. иже не дивится лицу, ниже вземлет дара.
* * *

2103. и погубите сами злое от вас самих.
* * *

2104. дары бо ослепляют очи мудрых и отмещут словеса праведных.
* * *

2105. и Господь да возвратит коемуждо по правде его и по вере его.
* * *

2106. еже бы не престало дело то.
* * *

2107. да не явится мал пред тобою всяк труд.
* * *

2108. на путях же твоих будет свет.
* * *

2109. Начало премудрости страх Господень, разум же благ всем творящим его: благочестие же в Бога начало чувства, премудрость же и наказание нечестивых уничижат.
* * *

2110. яко Господь даёт премудрость, и от лица его познание и разум.
* * *

2111. и путь благоговенствующих его сохранит.
* * *

2112. совет добр сохранит тя, помышление же преподобное соблюдёт тя.
* * *

2113. Все ходящии по нему не возвратятся, ниже постигнут стезь правых: ни бо достигнут лет жизни.
* * *

2114. Не буди мудр о себе: бойся же Бога и уклоняйся от всякого зла: тогда исцеление будет телу твоему и уврачевание костям твоим.
* * *

2115. егоже бо любит Господь, наказует, бьёт же всякого сына, егоже приемлет.
* * *

2116. Господь гордым противится, смиренным же даёт благодать.
* * *

2117. стяжи премудрость, стяжи разум. Не остави ея, и имеется тебе: возжелай её, и соблюдёт тя. Живот бо суть всем обретающим её и всей плоти их исцеление.
* * *

2118. Всяцем хранением блюди твоё сердце: от сих бо исходяща живота.
* * *

2119. мой разум, моя же крепость. (обличения бо нечестивому раны ему).
* * *

2120. Сын наказан премудр будет, безумный же слугою употребится.
* * *

2121. Путь жизни хранит наказание: наказанием же не обличённый заблуждает.
* * *

2122. От многословия не избежишь греха: щадя же уста разумен будешь.
* * *

2123. Благословение Господне на главе праведного, сие обогащает, и не сможет приложиться ему печаль в сердце.
* * *

2124. Страх Господень прилагает дни: лета же нечестивых умалятся.
* * *

2125. Скончавшемуся мужу праведному, не погибнет надежда: похвала же нечестивых погибнет.
* * *

2126. Лукавый злодействует, когда сочетается с праведным, ненавидит же гласа утверждения.
* * *

2127. Надеющийся на богатство своё, сей падёт:
          Заступающийся же за праведных, тот воссияет.
* * *

2128. Лучше муж в бесчестии работай себе, нежели честь себе обложив и лишаяйся хлеба.
* * *

2129. Явленную веру возвещает праведный: свидетель же неправедных льстив.
Суть, иже глаголющее уязвляют аки мечи: языцы же премудрых исцеляют.
* * *

2130. Разумен праведник себе друг будет.
* * *

2131. В похотях есть всяк праздный: руки же мужественных в прилежании.
* * *

2132. Суть боготящие себе, ничего имущи: и суть смиряющиеся во многом богатстве.
* * *

2133. Имение поспешаемо со беззаконием умалено бывает, собирающий же себе с благочестием изобиловать будет: праведный щедрит и даёт.
* * *

2134. Нищету и бесчестие отъемлет наказание: храняй же обличения прославится.
* * *

2135. Есть путь иже мнится человекам прав быть, последняя же его приходят во дно ада.
* * *

2136. Премудр убоявся уклониться от зла, безумный же на себе надеявся смешивается с беззаконным.
* * *

2137. Друзья возненавидят друзей убогих: друзья же богатых многи.
* * *

2138. Во злобе своей отринется нечестивый: надеющийся на Господа своим преподобием праведен.
* * *

2139. Во многой правде крепость многа.
* * *

2140. Не возлюбит ненаказанный обличающих его, с мудрыми же не побеседует.
* * *

2141. Человеку предложение сердца: и от Господа ответ языка.
* * *

2142. Приблизь ко Господу дела твои, и утвердятся помышления твои.
* * *

2143. С правдою уготовляется престол начальства.
* * *

2144. Угнеждения премудрости избраннее злата: вселения же разума дражайши серебра.
* * *

2145. Приемлющий наказание во благих будет, сохраняющий же обличения умудрится.
* * *

2146. Прежде сокрушения предваряет досаждение, прежде же падения злопомышление.
* * *

2147. Премудрых и разумных злыми нарекут, сладкие же в словах много услышаны будут.
* * *

2148. Якоже искушается в печи серебро и злато, так избранные сердца у Господа.
* * *

2149. Лучше укрух хлеба со сластью в мире, нежели дом исполнен многих благих и неправедных жертв со бранию.
* * *

2150. Милующий же помилован будет.
* * *

2151. Строптивый же учиться впадёт во зло.
* * *

2152. Неосмысленному вопросившему о мудрости, мудрость вменится: нема же кто себе творит, возмнится разумен быти.
* * *

2153. Прежде сокрушения возносится сердце мужу и прежде славы смиряется.
* * *

2154. Брат от брата помогаем.
* * *

2155. Милующий нищих взайм даёт Богу, по даянию же его воздастся ему.
* * *

2156. Невинно вино, укоризненно же пьянство, и всяк пребывающий в нём не будет премудр.
* * *

2157. Велемудрый во укоризне дерзосерд.
* * *

2158. К стропотным стропотные пути посылает Бог.
* * *

2159. Душа нечестивого не помилуется ни от одного от человеков.
* * *

2160. Путь правды и милостыни обрящет живот и славу.
* * *

2161. Жертвы нечестивых мерзость Господу: ибо беззаконно приносят её.
* * *

2162. От Господа же помощь.
* * *

2163. В уши безумного нечего говорить, да не когда поругает разумные слова твои.
* * *

2164. седмерицею бо падёт праведный и восстанет.
* * *

2165. Называющий нечестивого, как праведен есть, проклят от людей будет и возненавиден во языцех.
* * *

2166. Язык мягок сокрушает кости.
* * *

2167. Не учащай вносить ногу твою ко другу твоему, да не когда насытится тебе, возненавидит тебя.
* * *

2168. Безмилостива ярость и остр гнев, но ничтоже постоит ревности.
* * *

2169. Якоже когда птица отлетит от гнезда своего, так человек порабощается, когда устранится от своих мест.
* * *

2170. В дом же брата своего не вниди неблагополучно.
* * *

2171. Ад и погибель не насыщаются: такожде и очи человеческие несыти.
* * *

2172. Ходящий праведно помощь примет, ходящий же в стропотном пути увязнет.
* * *

2173. Досаждение мужа смиряет, а смиренные утверждает Господь в славе.
* * *

2174. Мельзи млеко, и будет масло. Аще ли ноздри чешишь, изыдет кровь: аще же извлечёши словеса, изыдут суды и тяжбы.
* * *

2175. еда не во едино место вся идут.
* * *

2176. тако суть словеса многа умножающая суету.
* * *

2177. Не буди правдив вельми, ни мудрися излишне, да не когда изумишися.
* * *

2178. яко несть человек праведен на земли, иже сотворит благое и не согрешит.
* * *

2179. Мудрость человека просветит лице его.
* * *

2180. Копаяй яму впадёт в ню.
* * *

2181. Изобилие мужу мудрость.
* * *

2182. Труд безумных озлобит их.
* * *

2183. Благих бо трудов плод благославен.
* * *

2184. Седина же есть мудрость человекам.
* * *

2185. На этот одержимый спорами мир.
* * *

2186. Всякого бо движения подвижнейша есть премудрость.
* * *

2187. Едина же сущи всяческая может, и пребывающи в себе вся обновляет, и по родом в душы праведных преходящи, други Божия и пророки устрояет.
* * *

2188. И аще богатство есть вожделенное притяжание в живот, что премудрости богатейшее, еюже делаются вся.
* * *

2189. И аще правду любит кто, труды ея суть добродетели: целомудрию бо и разуму учит; правде и мужеству, их же потребнее ничтоже есть в житии человеком.
* * *

2190. Нас убо наказуя, враги наша тмами биеши, да благостыню твою помышляем судящее, судими же чаем милости.
* * *

2191. Злу клянущиеся казнимы бытии не чают.
* * *

2192. Но вмениша игралище быти живот наш, и житие всё упражнено на приобретение: ибо глаголют, яко подобает откуда либо, яще и от зла, приобретати.
* * *

2193. Ничтоже бо есть страх, токмо лишение помощей сущих от помышления.
* * *

2194. Источник премудрости слово Божие в вышних, и шествие её заповеди вечные.
* * *

2195. Чадо, в кротости дела твои препровождай, и человеком приятным возлюблен будешь.
* * *

2196. Воздающий благодати помним бывает по сих и во время падения своего обрящет утверждение.
* * *

2197. Не вей себе всяким ветром и не ходи всяким путём: сице грешник двоязычен.
* * *

2198. Слава и безчестие в беседе, и язык человечь падение ему.
* * *

2199. Премудрость бо по имени её есть и не многим есть явна.
* * *

2200. Аще восхощеши, чадо, наказан будешь, и аще вдаси душу твою, хитр будешь.
* * *