"Сентенции (1801 - 2000)".



1801. В одиночестве отправляется, в одиночестве возвращается. Такой и называется единственным. На вопрос [он] отвечает, исчерпывая всё своё сердце, и возвращает [каждого] к самому себе.
* * *

1802. [Держится] середины, но [заслуживает] возвышения – [такова] добродетель. Един, но не способен не изменяться – [таков] путь.
* * *

1803. Вещи недостойны [того, чтобы ими] заниматься, но [ими] нельзя не заниматься.
* * *

1804. Тот, кто не меняет свою волю из-за вещей, называется совершенным.
* * *

1805. Тот, кто необъятен, появляется внезапно, движется неудержимо. Всегда спешит уйти, но возвращается к себе.
* * *

1806. Причины движения и покоя, смерти и рождения, уничтожения и появления не в самих [людях], но некоторые [из причин] управляются людьми.
* * *

1807. Мудрец воодушевляет сердца людей.
* * *

1808. [Люди], были прямыми и честными и не ведали, что это справедливость; любили друг друга и не ведали, что это милосердие; были искренними и не знали, что это верность; [делали то, что] следует, и не ведали, что это доверие; работали и помогали друг другу и не ведали, что это благодеяние.
* * *

1809. [Когда же] не звучат слова истины, верх берут пошлые речи.
* * *

1810. Речи, которые в мире ценят, записывают. Записи – это лишь речи. В речах есть ценное. Ценится в речах мысль. [Но] мысль за чем то следует, [а] то, за чем мысль следует, нельзя передать словами.
* * *

1811. Дозвольте спросить: каковы [для этого] причины?
* * *

1812. Ведь всем этим – почтительностью к родителям и старшим братьям, милосердием и справедливостью, преданностью и доверием, целомудрием и честностью – [люди] заставляют себя служить собственной добродетели, большего [всё это] не стоит.
* * *

1813. Гнев и милость, взимание и возврат, советы и обучение, жизнь и казнь – эти восемь [действий] – орудия исправления. Но применять их способен лишь тот, кто следует за великими изменениями и ничему не препятствует. Поэтому и говорится: «Исправляет тот, кто [действует] правильно». Перед тем, чьё сердце с этим не согласно, не откроются врата природы.
* * *

1814. С ограниченным человеком не толкуй о пути, [он] связан [тем, чему его] обучили.
* * *

1815. «[Если] искренним советам не внемлют, сиди покорно и не спорь».
* * *

1816. От прихода жизни нельзя отказаться, её ухода не остановить.
* * *

1817. Но разве могут [другие] вещи остановить того, кто сумел понять и охватить до конца [процесс] создания вещей из бесформенного, [понять, что процесс] прекращается с прекращением изменений?
* * *

1818. Внимание же к внешнему всегда притупляет [внимание к] внутреннему.
* * *

1819. Соединённые выгодой бросают друг друга в бедности, в бедствии, в несчастии, в смерти.
* * *

1820. В [телесной] форме лучше всего согласие, а в чувствах лучше всего естественность.
* * *

1821. - Это не стеснённое положение, а бедность, - ответил Чжуанцзы. – Убогая одежда, стоптанная обувь – это бедность, а не стеснённое положение. Стеснён тот муж, который, обладая естественными свойствами, не может [их] проявить. Такого называют не получившим [признания] своего времени.
* * *

1822. - Ранги вместе с жалованьем растут без конца.
* * *

1823. - Путь неслышим, - ответило Безначальное.
* * *

1824.Жань Цю спросил Конфуция:
- Можно ли узнать, что было прежде неба и земли?
- Можно, - ответил Конфуций. – В древности [было] то же, что и ныне.
* * *

1825. Ведь когда узы столь многочисленные, что [с ними] не справиться, идут извне, [следует для них] воздвигнуть преграду изнутри. Когда узы столь запутанные, что [с ними] не справиться, идут изнутри, [следует для них] воздвигнуть преграду вовне.
* * *

1826. Тот, кто стремится к приобретению, лишь торгаш. Глядя, как он вытягивается на цыпочках, люди принимают его [за человека] выдающегося.
* * *

1827. Вещи вторгаются к тому, кто вместе с вещами исчерпывается.
* * *

1828. Тот, кто не снисходит до людей, не имеет близких. Тому, у кого нет близких, все чужие.
* * *

1829. В настоящем доверии забывают о золоте [залога].
* * *

1830. Завлекают в клетку лишь с помощью того, что [люди] любят, - не иначе.
* * *

1831. Родное царство, родная столица, взглянуть на них издали – какое счастье! Пусть это даже скопление холмов и курганов, заросших травами и деревьями, но девять из десяти вернувшихся всё же будут счастливы.
* * *

1832. - Без дня нет и года, без внутреннего нет и внешнего.
* * *

1833. Все люди почитают то, что познано знанием, а не ведают, что познание начинается лишь после того, как, опираясь на знания, познают непознанное. Разве не назовут [это] великим сомнением? Оставь, оставь! Ведь от этого никуда не скроешься! Это и есть так называемая истина? Да!
* * *

1834. У [каждой из всей] тьмы вещей [свои] законы, но путь беспристрастен, поэтому не обладает именем.
* * *

1835. Пути не может ни быть, ни не быть.
* * *

1836. Путь – высшее для вещей, его не вместить ни в слова, ни в молчание. Ни в словах, ни в молчании высшее о нём не выразить.
* * *

1837. Каждый хозяин ждёт преданности от своих слуг, но преданному вряд ли поверит.
* * *

1838. Ведь мудрый каждый раз добивается успеха, но, приступая к чему-либо, полон нерешительности.
* * *

1839. Только настоящий человек способен странствовать среди современников, не отклоняясь, следовать за другими, не теряя самого себя, не изучать чужих учений, но, не чуждаясь, воспринимать [их] мысли.
* * *

1840. [Если] в доме тесно, свекровь со снохами всегда ссорится.
* * *

1841. Дело начальников будет успешным, [если] народ [признает его] должным.
* * *

1842. [Если] человек ни в чём не опередил других, у него нет человеческого пути.
* * *

1843. [Если я] пекусь о пользе и справедливости, то любовью и ненавистью, истинным и ложным покоряю лишь людские уста; а чтобы покорить людские сердца, должен решиться им противостоять.
* * *

1844. <знак отождествлению не поддаётся>
* * *

1845. Мудрому же надлежит выяснить [причины], почему это происходит, почему так действуют.
* * *

1846. И в истинном и в ложном держись середины круга. Совершенствуйся сам, думай и странствуй вместе с путём.
* * *

1847. - Каждый человек в конце концов жаждет если не славы, так выгоды.
* * *

1848. - Разрешите задать вопрос: что [вы] называете истинным?
- Истинное – высшая искренность, высшее чистосердечие. Без искренности, без чистосердечия нельзя взволновать других. Поэтому плач по принуждению не вызывает печали даже в скорби; гнев по принуждению не внушает страха даже перед великим; любовь по принуждению не выражает согласия даже в улыбке. При истинной скорби не голосят, а печалятся; при истинном гневе не кричат, а внушают страх; при истинной любви и без улыбок царит согласие. При истинном внутри волнение проявляется и во внешнем – вот чем ценно истинное. Применяя истинное в отношениях между людьми, служении родным, становятся почтительными детьми и милостивыми родителями; в служении государю становятся преданными и прямыми; когда пьют вино, становятся радостными и весёлыми; на похоронах – скорбными и печальными. Главное в преданности и прямоте – подвиг, главное на пиру – веселье, главное на похоронах – печаль, главное в служении родителям – своевременность. В красоте подвигов нет единообразия, в служении родителям нужна своевременность, а в чём – неважно. Вино пьют в радости, не выбирая чарок. В похоронах участвуют со скорбью, не расспрашивая об обряде.
* * *

1849. Не исправлять замеченных ошибок, усугублять их вопреки советам – высокомерием; не разбирая, кто хорош, а кто плох, одобрять с тобой согласных, [не одобрять] с тобой несогласных – самодурством.
* * *

1850. Как жаль, что ты давно уже погрузился в человеческое лицемерие и слишком поздно услышал о великом учении!
* * *

1851. - Можно идти вместе с тем, с кем достигнешь тончайшей [сущности] пути, но нельзя идти вместе с тем, кому этот путь неведом.
* * *

1852. Ведь путь – источник [всей] тьмы вещей. Тот, кто в делах ему противодействует, - терпит поражение; тот, кто в делах с ним согласуется, - добивается успеха.
* * *

1853. [Стоит] результату разойтись с предвидением, и непременно получится огорчение. [Оно] бессмысленно и поколеблет твои способности.
* * *

1854. То, что творит вещи, воздаёт человеку, но воздаёт не самому человеку, а его природе.
* * *

1855. - Познать путь легко, не говорить [о нём] трудно. Познавать и не говорить – так достигнешь естественного. Познавать и говорить – так достигнешь человеческого.
* * *

1856. [Орудия] внешних пыток – металл и дерево. [Орудия] внутренних пыток – действия и ошибки.
* * *

1857. [Если] выравнивать с помощью неровного, то и ровное станет неровным. [Если] доказывать с помощью недоказанного, то и доказанное станет недоказанным.
* * *

1858. [Они] были способны победить уста, но не способны покорить сердца.
* * *

1859. Глубина и могущество творческих сил Тао, по его учению, непостижимы и недоступны для нашего ограниченного ума.
* * *

1860. И если ты задашься целью что-то познать, то обязательно получишь ответ.
* * *

1861. Слышно, как мелодично звенит
          Драгоценных подвесок нефрит.
* * *

1862. Время словно стрела летит, солнце с луною мелькают, будто челное; щелкнишь пальцами – пролетели многие годы.
* * *

1863. Что до родственных отношений, то в них не должно быть лжи или обмана, иначе будет нанесен вред первородному духу.
* * *

1864. Недаром говорят: корысть на всё толкает.
* * *

1865.
Тому, кто белое с чёрным не спутал,
В жизни, считай, повезло.
Но часто трудно в мелком проступке
Увидеть скрытое зло.

Того, кто добро от зла отличает,
Путь бессмертия ждёт.
Но много ещё человеческих душ
В слепом заблужденье живёт.
* * *

1866. Делайте достойные дела, и Небо вас не забудет!
* * *

1867. Фигуры хорошо различались на прямой будто стрела дороге.
* * *

1868. Но об этом мы пока умолчим.
* * *

1869. "preamble" [пояснительного предисловия]
* * *

1870. Горизонт и устремления безграничны.
* * *

1871. «смысл» есть разумное осуществление жизни.
* * *

1872. Все преграды рассеются, как дым, перед силой Господней.
* * *

1873. Таинственны повороты судьбы.
* * *

1874. Которые умели, живя в Боге, твёрдо стоять на земле.
* * *

1875. Но человек жив не единым хлебом.
* * *

1876. Обо всём этом с тревогой думал Павел, когда за холмами показались стены Иерусалима.
* * *

1877. Всегда готовый идти навстречу в том, что считал второстепенным, Павел в данном случае проявил непреклонность.
* * *

1878. Людям легче отказаться от убеждений, чем от обычаев: это объясняется законами психологии, проще сохранять ритуалы, чем верность духу.
* * *

1879. Однако ход событий уже нельзя было изменить.
* * *

1880. Но мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратиться…
* * *

1881. Оно открыто для истинного разума, который воспринимает Откровение.
* * *

1882. Его же царству не будет конца.
* * *

1883. Только тогда, когда вера становиться живым опытом, она начинает обращаться к разумным, логическим предпосылкам – и вероучение, таким образом, есть лишь теоретическое обобщение, осмысление веры. Уже имея веру, нужно, по словам Ансельма, «познавать то, во что веришь».
* * *

1884. Далее события развивались с калейдоскопической быстротой.
* * *

1885. Один из принципов Талмуда гласит, что путь к истине не менее важен, чем сама истина.
* * *

1886. Объектом изображения светского искусства является прежде всего – зло. «Большая часть талантов стремилась изобразить в роскоши страсти человеческие.
* * *

1887. Нет за меня ходатаев.
* * *

1888. Тогда я не смел, не умел желать ничего, потому что не нашёл ещё истины, ещё не увидел её ясно, чтоб пожелать её!
* * *

1889. По ней редко странствует путник.
* * *

1890. Чтоб не пришлось мне уходить из гостиницы мира чуждым всякой надежды.
* * *

1891. На постоянство попутного ветра невозможно полагаться.
* * *

1892. Забвение о вечном блаженстве приводит к вечному бедствию.
* * *

1893. Ты независимо от человеков: приходишь к тому, кого избираешь или кому посылаешься. Напрасно человек захотел бы проникнуть в духовные тайны сам собою, одним собственным усилием! Он будет только слабым мечтателем.
* * *

1894. Прелесть приступает всегда не как неограниченная властительница, но как обольстительница, ищущая в человеке согласия, от согласия его приемлющая власть над ним.
* * *

1895. Вещаю одним молчанием.
* * *

1896. Глаз любви сметлив; сметлив и глаз ревности.
* * *

1897. Твёрдость в бедствиях даётся непорочною, безукоризненною совестью.
* * *

1898. Не управляло уже здесь благоразумие.
* * *

1899. Стариною русскою, в которой наблюдатель часто встречает простодушное и священное соединёнными.
* * *

1900. По другим направлениям берега нет – синева вод сливается с синевою неба.
* * *

1901. Он же сказал ему в ответ: написано, не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих.
/Мф. 4, 4/
* * *

1902. Ещё слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои.
/Мф.5, 33/
* * *

1903. Ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано.
/Мф.10, 26/
* * *

1904. Ибо он тот, о котором написано: сё, Я посылаю Ангела Моего пред лицеем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою.
/Мф.11, 10/
* * *

1905. Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит.
/Мф.12, 25/
* * *

1906. Ибо от избытка сердца говорят уста.
* * *

1907. Ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься.
/Мф.12, 37/
* * *

1908. Ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится. /Мф.23, 12/
* * *

1909. В малом ты был верен, над многим тебя поставлю.
* * *

1910. Ближний твой – оказавший тебе милость.
* * *

1911. Говорящий сам от себя ищет славы себе.
* * *

1912. Беден не тот, у кого мало что есть, а тот, кто хочет иметь больше.
/Сенека/
* * *

1913. Бедность, сообразная закону природы, - большое богатство.
* * *

1914. То, чего требует природа; доступно и достижимо, потеем мы лишь ради избытка.
* * *

1915. Я указываю другим тот правильный путь, который сам нашёл так поздно, устав от блужданий.
/Сенека/
* * *

1916. Поверь мне, кто кажется бездельником, тот занят самыми важными делами, и божественными и человеческими вместе.
/Сенека/
* * *

1917. Так же точно никто, кроме него самого, не нужен мудрецу не потому, что он хочет жить без друзей, а потому, что может.
/Сенека/
* * *

1918. Плохи мысли того, кто подружился, видя лишь самого себя.
/Сенека/
* * *

1919. Живи с людьми так, будто на тебя смотрит Бог, говори с Богом так, будто тебя слушают люди.
/Сенека/
* * *

1920. Где соперничество – там и разлад.
/Сенека/
* * *

1921. Старинное наставление называет три вещи, которых надо избегать: это – ненависть, зависть и презрение. А как этого добиться, научит только мудрость.
/Сенека/
* * *

1922. У бойца остаётся сноровка, даже если ему пробили доспехи. Кто мудр, тот во всём смотрит на замысел, а не на исход.
/Сенека/
* * *

1923. Философия – не лицедейство, годное на показ толпе, философом надо быть не на словах, а на деле. Она – не для того, чтобы приятно провести день и без скуки убить время, нет, она выковывает и закаляет душу, подчиняет жизнь порядку, управляет поступками, указывает, что следует делать и от чего воздержаться, сидит у руля и направляет среди пучин путь гонимых волнами. Без неё нет в жизни бесстрашия и уверенности: ведь каждый час случается так много, что нам требуется совет, которого можно спросить только у неё.
/Сенека/
* * *

1924. Если в жизни ты сообразуешься с природой, то никогда не будешь беден, а если с людским мнением, то никогда не будешь богат.
/Эпикур/
* * *

1925. Отойти от дел нетрудно, если пренебречь их плодами.
/Сенека/
* * *

1926. Твоя душа ещё не на верном пути, если поступки твои не согласуются между собой. /Сенека/
* * *

1927. Философия никого не отвергает и не выбирает: она светит каждому.
/Сенека/
* * *

1928. Непостоянно злонравие; оно меняется часто, но к лучшему – никогда.
/Сенека/
* * *

1929. Никому благомыслие не досталось сразу же, - у всех дух был раньше захвачен злом. Учиться добродетели – это значит отучаться от пороков.
/Сенека/
* * *

1930. И это очень немало – при человеческой слабости обладать бесстрашием бога! Трудно поверить, какова сила философии и способность отбить всякую случайную силу. Никакое оружие не вонзается в её тело: она защищена и неуязвима.
/Сенека/
* * *

1931. Довольно ли мы прожили, определяют не дни, не годы, а наши души.
/Сенека/
* * *

1932. Есть блага и со скорбным ликом, есть желания, исполнение которых прославляется не толпой поздравителей, а благоговеньем коленопреклонённых.
/Сенека/
* * *

1933. Тому и учит философия: быть благодарным за благодеяния и платить за них благом; но порой сама признательность служит платой.
/Сенека/
* * *

1934. Где бы ты ни скрылся, вокруг будет шуметь человеческое зло. Много его вне нас, и оно ходит вокруг, чтобы обмануть, чтобы настигнуть, много и в нас самих, и оно бушует даже среди одиночества.
/Сенека/
* * *

1935. Любая вещь, пусть в ней нет ничего прекрасного, становится прекрасной вкупе с добродетелью.
/Сенека/
* * *

1936. Сам двусмысленностью искал возможность подвоха, - а этого нельзя делать, если ищешь истину.
/Сенека/
* * *

1937. Ты спросишь, где обиталище высшего блага? В душе! Но и она, если не будет чистой и незапятнанной, не примет в себя бога!
/Сенека/
* * *

1938. Ведь наглость не что иное, как ложный призрак величия.
/Сенека/
* * *

1939. Лишь одно делает душу совершенной: незыблемое знание добра и зла.
/Сенека/
* * *

1940. Философия – в пути, мудрость – в его конце.
/Сенека/
* * *

1941. Каждый заботился о других, как о себе.
* * *

1942. Осуждать то, чего не знаешь, - безрассудно.
/Сенека/
* * *

1943. Напоминанье не учит, а направляет и будит наше вниманье, поддерживает память, не даёт упустить из виду.
/Сенека/
* * *

1944. Ты заблуждаешься, если веришь лицам встречных.
/Сенека/ * * *

1945. Мудрец помогает не мудрецу, а самому себе, знай это.
/Сенека/
* * *

1946. «Не хотим» - вот причина; «не можем» - только предлог.
/Сенека/
* * *

1947. То, что ты считал вершиной, - только ступенька.
/Сенека/
* * *

1948. Худший род людей – это переносчики пороков.
/Сенека/
* * *

1949 – 1975 автор, Сёрен Кьеркегор
Что такое юность? – Сон… Что такое любовь? – Сновиденье…
* * *

1950. Смешнее всего суетиться, т.е. принадлежать к числу тех людей на свете, о которых говорится: кто быстро ест, быстро работает.
* * *

1951. Никто не возвращается из царства мёртвых… - никто не является на свет без слёз… - никто не спрашивает, когда хочешь явиться… - никто не справляется, когда желаешь уйти…
* * *

1952. Лучшим доказательством ничтожества жизни являются примеры, приводимые в доказательство её величия.
* * *

1953. Сущность наслаждения не в наслаждении чем-либо, а в исполнении желания.
* * *

1954. Всё должно совершаться в безмолвной тишине, - в ней таится обоготворяющая сила.
* * *

1955. Говорят, разлука обновляет любовь. Это правда, но лишь в поэтическом смысле.
* * *

1956. Поистине, тебе не следовало бы шутить с тем, что влечёт за собой не только серьёзные, но и ужасные последствия.
* * *

1957. Строго говоря, всюду, где только идёт речь о выборе, там выдвигаются и этические вопросы, и единственный абсолютный выбор – это выбор между добром и злом, благодаря которому человек разом вступает в область этики. Я скажу даже (под условием, что ты поймёшь меня как следует), что не так важно сделать правильный выбор, как сделать его с надлежащей энергией, решимостью, страстью. В таком выборе личность проявляет всю свою силу и укрепляет свою индивидуальность, и, в случае неправильного выбора, эта же самая энергия поможет ей прийти к осознанию своей ошибки. Искренность выбора просветляет всё существо человека, он сам как бы вступает в непосредственную связь с вечной силой, проникающей всё и вся.
* * *

1958. Плохо то доказательство, которое не убедительно прежде всего для самого доказывающего.
* * *

1959. Пусть каждый учиться, чему может, мы же с тобой постараемся научиться тому, что несчастье человека совсем не в том, что он не обладает всеми внешними условиями жизни, и что обладание этими условиями сделало бы его, напротив, вконец несчастным.
* * *

1960. Меланхолия – грех, именно грех, instar omnium (Заменяя всё (лат.)), отсутствия сознательной воли, то есть такое душевное состояние, при котором человек и сам не знает, чего он хочет или не хочет.
* * *

1961. Действительно, на свете много ничтожных людей, которые готовы отделаться от всякого, кто хоть чуть выдаётся над низким уровнем их среды. Не обращай однако на них внимание, не вступай с ними в борьбу, даже не презирай их, - «не стоит», твоё любимое выражение здесь как раз у места.
* * *

1962. Отличительным качеством этики является именно скромность: nil ostentationem omnia ad conscientiam (ничего напоказ, всё для понимания – лат.)
* * *

1963. Всякое же мировоззрение, основанное на внешних, не зависящих от самого человека условиях, есть отчаяние.
* * *

1964. Одна надежда – прощение Божие.
* * *

1965. Становишься конкретным лишь благодаря раскаянию, становишься же свободным, лишь став конкретным. Только выбрав себя таким, каков я есть, овладев своим «я» во всей его конкретности, приняв на себя сознательную ответственность за каждое душевное движение, я делаю этический выбор самого себя, раскаиваюсь, становлюсь конкретным и, при всей своей обособленности от действительного мира, абсолютно связанным и тождественным с ним.
* * *

1966. Причина того болезненного страха, с которым люди говорят об ужасном положении человека, не находящего себе места в жизни. Подобный страх указывает на то, что человек ожидает всего от места и ничего от самого себя. Этик также старается найти надлежащее место в жизни, но, если он и заметит, что ошибся, или, если перед ним восстанут какие-нибудь неожиданные преграды и затруднения, он всё-таки не падёт духом, так как не потеряет власти над собой.
* * *

1967. Вся суть не в том, чтобы желать, а в том, чтобы хотеть.
* * *

1968. Напомню тебе здесь определение, которое я уже дал в своё время этическому началу: этическим началом является в человеке то, благодаря чему он становится тем, что он есть. От человека, следовательно, не требуется, чтобы он стал другим, но только самим собою, не требуется полного уничтожения в себе эстетического начала, а лишь сознательное отношение к нему. Этическая жизнь вынуждает человека к высшей степени ясного и определённого самосознания, от которого не могло б ускользнуть ни одно даже случайное явление; этика не имеет своей целью уничтожение конкретности человеческой личности, но напротив, видит свою задачу в надлежащем и всестороннем развитии этой личности, причём ясно видит, какие начала должны быть в ней развиты и каким именно образом.
* * *

1969. Истинное этическое воззрение на жизнь требует от человека исполнения не внешнего, а внутреннего долга, долга к самому себе, к своей душе, которую он должен не погубить, но обрести.
* * *

1970. Различие между добром и злом ведь по-прежнему существует, ответственность и долг; следовательно, также.
* * *

1971. Сомнение ведь касается не внешних отношений человека, но внутренних отношений его к «общечеловеческому».
* * *

1972. Главной задачей воспитания является поэтому не сообщение ребёнку тех или других знаний, но пробуждение его сознания и энергии.
* * *

1973. Безусловное уважение к правилу.
* * *

1974. Laquere. Ut videam te (Говори, чтобы я видел тебя – лат.)
* * *

1975. Я сказал, что борьба из-за насущного хлеба имеет огромное облагораживающее и воспитательное значение, и вот почему: она не позволяет человеку обманывать, обольщать себя самого.
* * *

1976. Абсолютное условие дружбы – в единстве мировоззрения.
* * *

1977. При всём том я живу ещё иною высшей жизнью, и когда я ощущаю её влияние в моей земной и семейной жизни, тогда я чувствую себя на вершине счастья.
* * *

1978. Высшие истины открываются нам как вера и откровение.
* * *

1979. Знакомо ли тебе то, что не заслуживает прощения?
* * *

1980. «Карфаген должен быть разрушен».
/Катон/
* * * 1981. Закон Божий есть не теория, не наука, а есть сама жизнь.
* * *

1982. Все противоречия, которые более всего, по-видимому, хотят удалить меня от позиции религии, более всего и привели к ней.
/Б. Паскаль/
* * *

1983. Истинная любовь не терпит принуждения.
* * *

1984. Да вера ваша не в мудрости человеческой, но в силе Божией будет.
/1Кор. 2, 5/
* * *

1985. Всякое дыхание да хвалит Господа…
* * *

1986. Каждый должен помнить, что он первый есть только грешник.
* * *

1987. Кто сделал недоброе дело, тому сомнительный помощник красноречие.
/Свт. Григорий Богослов/
* * *

1988. Ибо Бог воздаёт награду не множеству даров и трудов, но множеству усердия.
* * *

1989. О спасении других не все подлежим ответу.
* * *

1990. Неразумие души обнаруживают слова.
* * *

1991. еже не от веры, грех есть.
/Рим. 14, 23/
* * *

1992. Лукавый человек есть нечто двойственное, один по наружности, а другой по сердечному расположению.
* * *

1993. будь неустрашим душою среди молвы;
* * *

1994. Кто в слове неверен, тот непреклонен и в деле.
* * *

1995. Впрочем, искусный везде искусен, и наоборот.
* * *

1996.
Покаяние есть возобновление крещения. Покаяние есть завет с Богом об исправлении жизни.
Покаяние есть примирение с Господом чрез совершение благих дел, противных прежним грехам.
Покаяние есть очищение совести.
* * *

1997. Неизвестное не достоверно.
* * *

1998. Помни, что отнюдь не тем путём, которым заблудили, возвращаемся, но другим кратчайшим.
* * *

1999. скорбное, но добровольное предпочтительнее приятного, но невольного.
* * *

2000. Посему приучайся побеждать малое, если хочешь победить великое.
* * *